gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Одноименностью можно обмануть себя, а не истину

В заголовке - чуть переиначенные слова преп. Максима Исповедника.
Дав себе отпуск от текущих трудов, решил вспомнить оставленное недодуманным - перечитал свои конспекты книги Чекановского о кеносисе (самоуничижении) Христа и их обсуждение.
И вот впечатление: все, о чем там говорится, так и осталось для меня актуальным. Повторю сказанное тогда о мотивах обращения к теме:
Мне сама эта мысль - об умалении Бога в каком-то, пока смутном для меня смысле, о том, что "Божеская природа сделалась ВЫНОСИМОЙ для человеческой"(св. Кирилл Александрийский) - по сердцу очень. Как это понимать, я и пытаюсь разобраться - чтобы и человека (себя) не лишить этого утешения, и Бога не обидеть панибратством.
Интересно, что, хотя давно впрямую и напряженно не думал об этом, но кое-что смущавшее и непонятное тогда вроде бы стало теперь (самовызреванием?) понятно.
Я уже понимаю, что нет никакой у человека предзаданной личности, что личность - это не данность, а задание: двигаться в направлении Личности абсолютной.
Меня уже не смущает возможность совмещения двух природ в одном лице (как в Богочеловеке). В конце концов, вот вполне приземленная аналогия: в каждом из нас есть что-то от мужской и что-то от женской природ (и, соответственно, воль), что никак не раздваивает меня как лицо (в норме одна воля подчиняет другую, придавая связность и последовательность поведению).
Удивляюсь, как я мог не понимать, что действие по природе не есть действие вынужденное, а, напротив, свободное (естественное).
Интересные сопоставления.
С той поры пришлось чуть-чуть познакомиться с еврейской (каббалистической) мыслью. Там есть представление о "цимцум", самоумалении Бога, как бы дающего место творению. Чекановский вначале своей книги излагает взгляды немецких протестанов-кенотиков, очень сходные с этой еврейской идеей (Бог ради спасения твари умалился, поступившись толикой своей божественности...). Мысль завораживающая, но Чекановский ее славно побивает логикой отцов (см. там, как он это делает).
Отцы, приспособившие греческую мысль к пониманию библейского Откровения - это круто, говорю я себе в пику той второй (после Реформации) волне иудаизирующей эллиномахии, которая сейчас на нас накатывает.
Subscribe

  • Ну и зануда!

    Это я про себя. Наткнулся у Куно Фишера, сначала в томе про Лейбница, теперь в кантовском на словечко zwecktätig, в словосочетании zwecktätig…

  • Патология и философия

    Все началось с удивления по поводу появления в «Критике практического разума» термина «патологический» в явно непривычном значении. Начал выяснять.…

  • В этот день 17 лет назад

    С любопытством перечитал ))

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • Ну и зануда!

    Это я про себя. Наткнулся у Куно Фишера, сначала в томе про Лейбница, теперь в кантовском на словечко zwecktätig, в словосочетании zwecktätig…

  • Патология и философия

    Все началось с удивления по поводу появления в «Критике практического разума» термина «патологический» в явно непривычном значении. Начал выяснять.…

  • В этот день 17 лет назад

    С любопытством перечитал ))