gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

о тождестве

Смысла закона тождества я никогда не понимал. И сейчас считаю, что в той форме, в какой его принято формулировать (А = А), он лишен смысла. Сравнивать (т.е. ставить вопрос о тождестве или нетождестве) можно только то, что различимо, про что говорят: численно, или нумерически, различное – например, одно и то же, но рассматриваемое в разное время. Тогда единственная содержательная интерпретация абсолютного тождества – утверждение о существовании всегда себе равного, самотождественного, т.е. совершенно неизменного… Парменид таковым считал сущее в целом. По нашей библейской вере таков сверхсущий Бог.
Все остальное не самотождественно, если ставить вопрос о полном тождестве. Гераклит прав: все меняется.
Но мы можем ставить вопрос о разной степени изменяемости разного. Если речь идет о неодушевленной вещи, то к ней приложимо различение сущности и акциденций. У вещи меняются разные свойства, но она остается самой собой. Если меняется сама сущность, то это мы уже называем превращением: на месте одной вещи появляется другая. Ясно, впрочем, что это различие относительно, оно определяется ситуацией и нашими задачами (дом остается домом до тех пор, пока мы таковым его считаем, хотя бы к него прохудилась крыша и растрескались стены).
Но я сразу прорываюсь к тому, что мне действительно важно – к человеку.
На протяжении своей индивидуальной жизни он меняется… сами знаете как. И тем не менее его считают одним и тем же лицом, единым в изменении. Что в нем самотождественно?
На протяжении истории человечества тоже изменения грандиозны. Что именно следует считать самотождественным, что позволяет говорить о том, что это история одного и того же – Человека, человечества?
Первое самотождество естественно назвать лицом, или ипостасью.
Второе – человеческой сущностью, природой, субстанцией.
Есть возражения?
Tags: /akula_dolly, /hubris_ipod, /kiprian_sh, /olgaw, /rechi_k_bogu, Гераклит, Парменид, акциденции, вещь, изменение, ипостась, лицо, природа, субстанция, сущность, тождество, человек
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Не понимаю!

    В чтении Лобачевского запнулся на вот этом месте: "Сумма углов прямолинейного треугольника не может быть > π; напротив, сумма углов…

  • (без темы)

    Читаю Лобачевского "О началах геометрии" - наслаждение! Во-первых, подзабытый уже в чтении гуманитарного вкус строгости. Во-вторых,…

  • о развитии вкуса

    Давно как-то сформулировал (и писал, наверно, об этом, не помню), что вкус - эстетитческий - и совесть (нравственный вкус) развиваются в опыте…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

Recent Posts from This Journal

  • Не понимаю!

    В чтении Лобачевского запнулся на вот этом месте: "Сумма углов прямолинейного треугольника не может быть > π; напротив, сумма углов…

  • (без темы)

    Читаю Лобачевского "О началах геометрии" - наслаждение! Во-первых, подзабытый уже в чтении гуманитарного вкус строгости. Во-вторых,…

  • о развитии вкуса

    Давно как-то сформулировал (и писал, наверно, об этом, не помню), что вкус - эстетитческий - и совесть (нравственный вкус) развиваются в опыте…