gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

У "благородных девиц" - в кадетском корпусе для девочек

Добрался до еще одного кадетского корпуса – для девочек. Пансион для государственных воспитанниц, или кадетская школа-интернат №9.
Моя собеседница – директор, Елена Алесандровна Кальченко, в 1993 году окончила физфак Чечено-Ингушского  университета. По понятным причинам уехала из Грозного. В пансионате работает 11 лет – учителем физики, замдиректора по учебной, по воспитательной работе. Директор с 2013 года.



Число воспитанниц 350. Проектная наполняемость. Это родительские дети, в интернате пять дней, выходные дома. Раньше поступали с 5-го класса, теперь с 7-го. ЕА считает, что это тот возраст, когда девочка может принять сознательное решение.
Как поступают? Тестирование в МЦКО по русскому и математике (ЕА довольна объективностью, прекратился поток «позвоночных», т.е. по звонку сверху). Медицинское обследование. Собеседование – с детьми, а не родителями! Предупреждает о режиме: ты готова?

Кого готовят? Мне понятно, кого готовят в мужских кадетских корпусах, а здесь? ЕА: А что Вам ответил Крымский (директор 1-го корпуса)? – Государственных служащих, военных и штатских. ЕА: Так и мы то же самое. Я удивляюсь: Но ведь для нашей армии женщины редкость, нет же генералов-женщин. – Как нет? А Татьяна Москалькова? (Есть, оказывается такая – генерал-майор милиции).
Из 31 выпускницы 11 класса 17 поступили в «силовые» вузы – Академию ФСБ, Академию МВД, Академию таможни, Военный университет. Остальные – в различные гражданские вузы, многие по правовому профилю. (Впрочем, дочь ЕА, не переспросил, из этого ли выпуска, поступила в ГИТИС. Сказала: «Мама, я семь лет отслужила, хватит»).
Из 63 выпускниц 9-го класса 60 пошли в 10-й.

Педагогический коллектив – учителя и воспитатели – 49 человек.
Довольна ли педагогическим коллективом?  – На 85%. Должен работать на результат. Если не может, избавляемся.
Спрашиваю про воспитателей . – Требования очень высокие. Они должны не только «сторожить» детей, но и помочь в учебе (на самоподготовке). Они в постоянном контакте с учителями за счет того, что назначаются классными руководителями – значит, посещают уроки.
Прием на работу. – Как правило, выбираются из нескольких кандидатов; после беседы с замом по воспитательной работе и завучем, в профкоме и с родительским комитетом, разговариваю я. Выбираем лучшего.
Спрашиваю еще про «младших воспитателе». Это те, кто дежурит в общежитии ночью. В сиротских интернатах – это люди (видел только женщин) без педагогического образования, иногда совсем невысокой культуры. Их и рассматривают как ночных нянечек или сторожей. У ЕА не так: я не могу доверить детей кому попало. Здесь ночными воспитателями работают те же люди, что и дневными, и к ним те же требования.
На вопрос про обновление педсостава реакция неожиданная: высоко ценю старый состав, пенсионеров. Все, что нужно из нового, они осваивают, но у них перед молодыми то преимущество, что они отдаются работе полностью, не смотрят на часы, кончился ли рабочий день, остаются с детьми. Я уговариваю (и надеюсь уговорить) 80-летнюю учительницу взять на этот год профильный класс, она его вытянет.
Нормы повышения квалификации. Каждые пять лет, в Институте открытого образования. Для 1-й категории 72 часа, для высшей 144, для директора от 524 до 1004 часов. Помня некоторые разговоры в сиротских интернатов, спросил: дает ли это что-то реально, вот ей лично? ЕА говорит, что дают, особенно молодые педагоги, знакомят с новым, практически-полезным.
Для аттестации все достижения вносятся в электронную базу данных. (Любопытно, что ЕА многократно подчеркивала преимущества всех этих электронных систем учета и контроля, на которые учителя обычно жалуются как на никчемное обременение, – объективность).
Материальное стимулирование. Анкеты поступают управляющий совет, он решает. (Об УС я еще скажу дальше).
Педсовет собирается, как положено, 4 раза в год, 2 тематических и 2 по итоговой аттестации учеников. Но есть еще еженедельные совещания, по вторникам с воспитателями и по средам с учителями. Методобъединения, естественно.
Переходим к учебе. Ну, главная проблема сирот – разный уровень обученности – здесь отсутствует, дети ведь отборные. Для дополнительных индивидуальных занятий, во-первых, используется время самоподготовки; во-вторых, занятия начинаются в 8-30, а учителя приходят к 7-30, любая ученица может прийти на этот «нулевой урок» за помощью.
На вопросы о «метапредметных компетенциях» ответы вполне ожидаемые: практически никто, кроме авторов идеи, не понимает, что это такое; обычно смешивают с межпредметными связями. Пансионат подключен к «пилотному проекту» на освоение новых образовательных стандартов, но, как говорит, ЕА, «трудно», дети-то учились до того по-старому…
Жизнь в интернате строго режимная (как я уже писал, принимаемая сугубо добровольно) – от подъема до отбоя все по расписанию и все занято делом: гигиена, еда, занятия, занятия по интересам, включая спорт… «Личное время» - час перед сном. В это только время доступ к мобильникам, чтобы позвонить домой. В остальное время никаких планшетов и т.п. Еще и потому, чтобы не было неравенства и зависти.
В спальнях по 2-4 девочки.
По телевизору – не телепрограммы (антенны нет), а подобранные фильмы, в основном, хорошие советские.
Для свободного чтения времени мало, только перед сном.
Три направления допобразования – естественнонаучное, социально-педагогическое (много правового – специфика) и художественное.
Самодеятельность – танцевальный ансамбль, хор. Первые места на всех конкурсах. Театр был, сейчас нет. Сокращают финансирование «дополнительного образования», было 360 часов, сейчас 88. Говорят, чтобы пользовались услугами дома творчества, но для интерната это невозможно.
Традиции, праздники. Присяга – на Поклонной горе, день интерната, прощание со знаменем (это здешний вариант «последнего урока»)…
Девочки убирают свои комнаты (уборка мест общего пользования – наемным работникам). И на территории  у каждой – свой участок, за который она несет ответственность. Субботники. Дежурство в столовой.
На столах – все, что нужно: ложки, вилки, ножи (кто читал мои отчеты о сиротских интернатах, знает, почему я спрашиваю об этом).
Предупреждая мой вопрос: дедовщины нет и в помине! Старшие и младшие живут на одних этажах, старшие присматривают и помогают.
Наказания? Убежденно: никаких! Поощрений много: грамоты, медали (девочки с удовольствием цепляют на форму), участие в параде 7 ноября (любят), бесплатные билеты в театр… Доска «звезд» - первое, что я увидел в вестибюле:





Вопрос о поощрениях решает «совет командиров» (выборных старост классов).
Командирский совет – это детское самоуправление. Помимо поощрений, в его ведении всякого рода мероприятия, участие в парадах (это нравится девочкам, но это большая помеха учебе – постоянно куда-то зовут, красивые девочки в форме нарасхват), поздравления ветеранов и родителей.
Есть, разумеется, родительский комитет, как во всякой школе. Но есть еще и УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ (выделяю, потому что эту идею как бредовую восприняли пока что в Смоленске) и здесь он – реальная сила. ЕА говорит, что без обсуждения в УС не решает ни одного серьезного вопроса  от учебного плана до ремонта. Кто входит? Она по должности, педагоги, родители, старшие дети, а возглавляют (председатель и заместитель) руководители Федеральной службы судебных приставов.
Есть и Попечительский совет. Это те, кто помогает деньгами и иначе, ремонтом, например (строительная организация) или булочками к обеду (Нижегородский хлебозавод) и т.п.
О выпускниках известно все (кроме иногда тех, кто уехал из Москвы). Выпускники навещают пансионат, приходят на праздники (на десятилетие все явились в кадетской форме, до слез растрогав педагогов и директора). Есть Ассоциация выпускников, но чем она занимается, я из информации на сайте не понял.
Ну и, наконец, о будущем. ЕА видит его ясно и уверенно добивается: перейти из московского ведения в федеральное. Это совсем другое финансирование и возможность набирать детей не только из Москвы. Кроме того, добивается, чтобы учредителем стало Министерство юстиции, будут учить детей сотрудников. Т.е., как я понимаю, курс – на в большой мере сословное образование.
В следующем посте – фотографии. ЕА разрешила ходить куда хочу и фотографировать все, что хочу.

 
Subscribe

  • Про системную сложность

    Очень, по-моему, интересный текст Алексея Кунгурова (и не слишком, против его обыкновения, стёбный):…

  • Однако...

    Анатолий Иванов в 1970-х о будущем. Не читал, да как-то и неприлично было читать его тогда.

  • Зиновьев: Историческое искушение коммунизма

    Как это ни странно на первый взгляд, жестокость в отношении миллионов людей в сталинские годы сочеталась с поразительной заботой о миллионах других…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments