gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

мыслить зияние

«Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
Эта поговорка из русской сказки очень точно, по-моему, передает важнейшую философско-богословскую проблему: как мыслить то, чего нет – «зияние». Не в том, конечно, смысле, что нет чего-то определенного. Не так: нет и очень нужно нивесть что, что-то, что не удается помыслить. (Иногда додумывание ситуации с отсутствием чего-то определенного приводит все равно сюда же – например, через невозможность помыслить то, как отсутствующее обрести).
Первостатейный пример: вера. «Верую, Господи, помоги моему неверию» – это и формула ответа, и проблема, загадка, коан, если угодно. Вера дается благодатью, но к получению и восприятию благодати нужно быть готовым. Так как готовиться? Мне сразу ответят: это не вопрос мышления. А чего? Аскеза и мораль? Но и то, и другое не «Бога ради», т.е. без веры, мертво, бесполезно. Опять приходим к вере, которая вроде бы не знание, не мысль, но ведь все же что-то по самой ткани своей родственное… Не случайны же попытки доказать бытие Божие (см. обмен репликами вокруг моего предыдущего поста).
Второй пример (считайте, что выдуманный). Есть такая компания людей самых разных вер и неверий, по-разному воспринимающих окружающую жизнь (Путина, например, или секс), которая уже много лет собирается и обсуждает разное, но в основном самих себя как собрание, сущее или становящееся единство. Иногда им это в кайф, иногда всех или кого-то из них раздражает и утомляет отсутствие движения. Куда? Ну, видимо, к единству, к какому-то общему для всех осознанию, открытию. И вот, несколько упрощая и спрямляя ситуацию, я выделю две оппонирующих друг другу позиции. Одна: давайте найдем, признаем что-то уже нас объединяющее – ну, например, то, что мы все зачем-то, несмотря на занятость, собираемся, значит, мы вот такие, отличные от тех, кто сюда не пришел бы, давайте всмотримся какие же и т.д. – и это станет нашей аксиоматикой, той твердой почвой, отталкиваясь от которой, мы пойдем, пойдем, пойдем… Другая: да нет этого ничего, пустое, все, что вы предлагаете в аксиоматику случайно и незначительно. Я, скорее, с этой, второй, позицией согласен: нет ничего хуже ложного единства. Но с одной важной оговоркой: общее есть, но – зияние, нивесть что. Оно, это зияние, так же не совсем ничто, как неверие в молитве разбойника. Но не ухватить его обычной мыслью!
Третий пример. Мою жену, она школьный учитель музыки, автор самостоятельной программы музыкального воспитания всех, выдвинули на так называемую «президентскую» премию. Деньги немалые и очень пригодились бы. Надо написать «аналитическую записку» о своих достижениях, и я, естественно, пытаюсь помочь. И вот такая трудность. Там есть список вопросов, на которые надо ответить, и все они про «динамику», т.е. про то, как достигаются цели обучения и как они оцениваются. А вот у нее (наряду с многими техническими навыками и знаниями) едва ли не главное – воспитание творческой мотивации, любви к музыке и вкуса (речь-то ведь не о профессионалах, это обычные дети и нужно, чтобы дальше они жили с хорошей музыкой). А что это такое – вкус? Если не считать (а ни она, ни я не считаем), что кому что, кому арбуз, а кому свиной хрящик), то это опять-таки что-то неуловимое, все то же зияние…
И вот что интересно: сформулировать универсальные критерии хорошего вкуса никак не удается (да, похоже, никому и никогда не удавалось). А вот как воспитывать хороший вкус – лучше сказать: просто вкус – кажется, ясно. Нужно возможно больше ставить человека в ситуацию предпочтения, напрягать, изощрять саму способность предпочтения лучшего худшему. Не важно, что он сначала будет их, лучшее и худшее, путать, важны направленность и напряжение воли. Тоже своего рода аскетика получается.
Вот где-то здесь, вроде бы, и надо искать. А?
Tags: вера, вкус, зияние, мышление, незнание, семинар
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Не понимаю!

    В чтении Лобачевского запнулся на вот этом месте: "Сумма углов прямолинейного треугольника не может быть > π; напротив, сумма углов…

  • (без темы)

    Читаю Лобачевского "О началах геометрии" - наслаждение! Во-первых, подзабытый уже в чтении гуманитарного вкус строгости. Во-вторых,…

  • о развитии вкуса

    Давно как-то сформулировал (и писал, наверно, об этом, не помню), что вкус - эстетитческий - и совесть (нравственный вкус) развиваются в опыте…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments