? ?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
отдышаться и еще чуть-чуть методологического
сплю
gignomai
Занырнул в патрологическое обсуждение (http://gignomai.livejournal.com/71244.html, там и ссылки на более ранние, в т.ч. двухлетней давности дискуссии). Жив, хотя и взъерошен. Но считаю, что не зря - с приобретениями.
Во-первых, вырисовывается очень богатое возможностями понятие лица-ипостаси в связи и различении со "смежными" понятиями природы-сущности, свойства-идиомы и "образа существования".
Во-вторых, и сейчас это для меня главнее другого, все обсуждение происходит, на мой взгляд, на фоне вопроса о том, КАК работать со святоотеческими текстами, и расхождений в его решении.
Вот два примера, обратившие на себя мое внимание.
1.
Одна позиция (она проще, яснее и прямее подтверждается святоотеческими текстами): ипостась, лицо - это то же, что и индивид (вещь или существо), и представляет собой некоторую природу с определяющими ее индивидуальность свойствами (особенностями, идиомами). Петр - это человек (существо человеческой природы), отличающийся от других людей совокупностью индивидуальных (личных, ипостасных) особенностей. Все ясно.
Вторая позиция, выросшая, как я понял из осознания трудностей в понимании того, как Божественная и человеческая природы сосуществуют в одной ипостаси Иисуса Христа, которая есть та же, что ипостась Сына в Троице, направлена на раскрытие смысла, который, как предполагается, присутствует в святоотеческих текстах, но не выявлен, поскольку в том не было острой необходимости - подобно тому, как не было острой необходимости различать природу и ипостась до появления арианской и монофизитской ересей. Если первая позиция - "дихотомическая" (природа + идиомы = ипостась), то вторая - "трихотомическая" (природа + ипостась + идиомы = вещь или существо). Надо, конечно, иметь в виду, что здесь речь не о разделимости, а о различимости (ничто из "составляющих" отдельно существовать не может) и смысл "плюсов" везде разный, частями они являются только в нашем представлении.
Чему радуюсь по этому поводу я, что дает для антропологии понятие лица-ипостаси как основания уникального соединения природной общности с личными свойствами, которые всегда тоже суть свойства общие (это в одном месте отметил в обсуждении Тугодум), это, я думаю, еще проявится. Сейчас важно записать в арсенал средств различение того, что не различалось.
2.
Второе - это замеченный мною один ход Тугодума в споре с Александром Г. Александр, приведя цитаты из отцов, вывел из них нужное ему, но неприемлемое для Т. следствие. Ответом Тугодума был вопрос: Да, такой вывод отсюда сделать можно, но кто-нибудь из отцов сделал этот вывод? Признаюсь, первая моя мысленная реакция была: софизм. Если можно сделать вывод, значит его нужно сделать. Но подумав, я признал ответ Т. правильным: это не математика, все понятия и суждения о Божестве условны и безусловно работают только в том контексте, для которого они были введены. Делать из них выводы нужно и распространять за пределы первоначального контекста - тоже, но это всегда риск... Посему авторитет отцов в пользу вывода привлекать в качестве аргумента можно только либо если они сами его сделали, либо приводя специальную аргументацию.
Ну вот пока это.



  • 1
...возвращаюсь, нить всё время рвется, но кое-что выстроилось, кажется мои вопросы у меня есть... какие уж есть.

К вопросу о том, КАК работать со святоотеческими текстами:

- ЧТО будет в результате того или иного разрешения вопроса об ипостаси? это что-то прибавит к Благой Вести? или что-то меняет в практическом плане - что делать-то надо? (поймите меня правильно, я при этом не сомневаюсь в том, что с этим надо разбираться, но... пока что корни этой необходимости я нахожу в том, что называю "жадностью", а не в том, что это необходимо непременно для спасения, например...)

- Какого вообще типа работа предполагалась самими св.Отцами с их текстами? И то, что разворачивается сейчас у Вас в журнале и у всех тех кто - это тот самый тип работы, или что-то принципиально другое, выросшее из другой ситуации, другой необходимости, другой жажды?
Сейчас в чем-то другая, новая, ситуация и требует доуточнения различений, или это продолжение старых споров?

- К предыдущему вопросу довесок: вот, Добротолюбие, где святоотеческие тексты организованы в сотицы (кстати, я так и не знаю, это делали составители, или сами св.Отцы так писали)- ведь эти тексты требуют иной работы, чем разворачивается здесь, или я ошибаюсь? - например, когда я 12 лет назад пыталась их читать, то в какой-то момент подумала (придумала), что это отцы-пустынники писали эти сотицы в первую очередь для себя, это как четки для правильного памятования, и так и ними и надо работать, как с сутрой, нанизывая и прекращая разорванность в сознании, откуда помыслы и проникают (как сейчас понимаю, принцип взят скорее из буддийских практик, откуда могла, оттуда и взяла, понятно... получилась такая вот работа с сознанием).
Итого три части вопроса:
а) ваш способ работы - это ведь не единственный способ работы со святоотеческими текстами?
б) какого типа работа предполагалась с Добротолюбием?
в) в чем разница? в какой мере профессионально-богословский, патрологический и т.д. способ работы с соответствующим языком, задачами, герменевтическим инструментарием есть "узкоспециально-профессиональная" позиция, а что требуется от мирянина (или даже монаха), чтобы читать св.Отцов? У мирянина задачи те же или другие? или мирянин с необходимостью должен вторгаться и осваивать область этих специалистов? ой ли...

Ага. Теперь я понял, что значит "возвращать в рефлексию" - приводить в чувство :). Дело нужное, спасибо.
Итак, по порядку.
1. Жадность, конечно, место имеет, а она в перспективе спасения есть легкомыслие. Но все-таки вопрос об ипостаси - испытанный на нужность. Как и вообще вся антропологическая тема. Вы пишете:
ЧТО будет в результате того или иного разрешения вопроса об ипостаси? это что-то прибавит к Благой Вести? или что-то меняет в практическом плане - что делать-то надо?
А я НЕ ПОНИМАЮ Благую Весть - отвечаю я. Что-то брезжит, но понимания нет. Возможно, я ищу заведомо невозможного понимания, но и это надо как-то... вместить, осознать. Я попытался что-то об этом сказать в записи "О моем друге Швальбе".
Теперь о том, ЧТО ДЕЛАТЬ. Я, вроде бы, не совсем духовный бомж, "прописан" в православии. И делание здесь начинается не столько с чтения - хоть Писания, хоть Добротолюбия - сколько с участия в литургической жизни, причащения. А у меня и здесь много НЕПОНЯТНОГО. Перед крещением оглашают, катехизируют, т.е. объясняют основы вероучения. У меня все наоборот: я крещен, но пребываю в состоянии затяжной катезизации.
К тому же что-то вроде "комплекса сороконожки": прежде чем двинуться душой, хочу понять, как я устроен.
2. Мой способ работы - наверняка не единственный способ работы со святоотеческими текстами. Исследование существовавших в прошлом способов не проводил (тут kiprian_sh указал на какую-то книгу толковую об этом в Сети П. Пономарева "Священное Предание как источник христианского ведения" - http://www.isographoteka.ru/Sklad.html, но она почему-то не работает). Те тексты, которые в обсуждение привлекают мои собеседники (Дамаскин, Максим) - это тексты, в основном полемические, их писали для опровержения ересей. Я вот и пытаюсь еретика в себе то ли переубедить, то ли отстоять, что не еретик.
3. С Добротолюбием, наверно, работали скорее "по-Вашему", как с дзырами - медитировали. Может, так (или и так тоже) надо попробовать...
4. Насчет "мирянина". А Вы, так себя позиционируя, кому противопоставляетесь? Тут,наверно, больше годится слово "простец" - в оппозиции к "богослову" или "философу". Но тогда все становится на места. Не быть нам простецами, увы, хотя, наверно, хорошо было бы. Я даже когда свечку "за упокой" ставлю, невольно задумываюсь о том, как понимать это мое действие, что за онтологической событие оно производит...
Ну вот примерно так.
Спасибо, что "возвращаете". Продолжайте, пожалуйста, пока не надоест.

"А я НЕ ПОНИМАЮ Благую Весть" - странное Вы речете...
ибо тут варианты ответа "верую", "не верю", "верую, Господи, помоги моему неверию",
и что такое, относительно этого Ваше "не понимаю"?
Благая весть - это разве то, что надо ПОНЯТЬ?
Понимание - это вмещение соразмерного, то, что не соразмерно - оно в принципе ЗА границей понимания, оно в области веры. Разве не так?
Это я исхожу из того, что вообще такое "понимание", в первую очередь...

Это не "детские вопросы" Вы уже задаете, это Вы уклоняетесь от того, чтобы "исполнить хотя бы то, что уже разумеете", прежде чем взыскивать еще познания. И ситуация "затяжной катехизации" исполнения уже понятого не отменяет.

Возможно иначе спрашивать: что в Благой Вести может быть предметом понимания, а что - требует просто веры?

Я ведь простую вещь хочу выяснить. Вот что-то кем-то делается: Вы читаете и толкуете св.Отцов, например.
Я спрашиваю - а в чем норма этой работы? (я дятел, да, Вы знаете.)

Различаю я при этом две вещи:

есть "прямое" употребление этих текстов - трансляция традиции, в том числе, и в рамках катехизации, например, основное тут - введение в ту традицию, которой тексты принадлежат.

есть "специальное" - когда сами тексты становятся объектом изучения для особых таких людей, это отдельная задача, особый инструментарий и свой язык.
Это как не перепутать философа-философствующего и историком философии.

Согласны Вы, что разное дело делает "катехизирующийся мирянин" (до "простеца" еще надо дорасти, это не в начале, а в конце, если он там есть, конец)и богослов или патролог?
Пред Богом-то они равны, просто разное служение осуществляют: один сеет-пашет, а они - с текстами работают во славу Божию.

Моя гипотеза была, что, возможно, как-то так изменилась ситуация в современном мире (тогда отдельно надо понять, как), что мирянину для своей катехизации надо залезать в узкопрофесиональные области, без чего раньше мог бы и обойтись.

Отдельный вопрос: насколько вообще мыслимая вещь, самому себя катехизировать?
что-то мне подсказывает, особенно после первого диска ЕЛШ, что катехизация в принципе предполагает диалог с носителем традиции, т.е вторую сторону... т.е. самого себя катехизировать это... что-то странное.


Катехизатора нет, в смысле живого. Коллективный катехизатор - огромное число доступных текстов.
Тексты, чтобы с ними работать, должны быть "распакованы".
Вы удивляетесь выражению "понять Благую Весть". А что удивительного? Благая весть - о победе над смертью. Не требует понимания только то, что она - благая, т.е. "есть шанс". Нужно понять ее точный смысл. И что от тебя требуется, чтобы шансом воспользл\оваться. Это опять-таки замыкается на тексты.
О чем вообще речь-то - вот, что нужно понять.

Мне кажется, что странность и "неправильность" ситуации (это не только Ваша ситуация), что все замыкается на тексты, которые еще отдельная проблема "распаковать". Такое ощущение, что живой традиции уже нет. Только если нет живой традиции все упирается в тексты... Но ведь она есть? или нету?

Вот в этом и вопрос. Я верю, что есть. Но... скрытая что ли. Или я не могу увидеть ее в тех формах, в которых она явлена. Вы же не можете не видеть, что такое сейчас Церковь. Близкие мне люди - в старообрядчестве или в каких-то экзотических общинах, которые отказываются от общения между собой и с "большой" Церковью.
Вы про меня ведь спрашиваете? Я и ухожу в прпедевтику, в то, что так или иначе нужно освоить и понять, раз уж тебе разум для чего-то дан.

Получается, что всё это (семинар в Вашем жж) разворачивается от безысходности.

Да, я вижу, что такое сейчас Церковь. Не вполне вижу, но и этого хватает... чтобы не выбирать. Потому что мне понятно, что мне не видно, и не факт, что когда-нибудь видно будет.
Поэтому я хожу туда, куда добираюсь, куда складывается попадать хотя бы время от времени. Сменила два прихода именно в силу простой возможности попадать на службу, а не в силу каких-либо идейных нестыковок. Храм на пл.Ильича, храм в пос.Барвиха (туда стало просто опасно ездить и непонятно как возвращаться), сейчас - храм в д.Козино под Звенигородом (куда Садовницу привезли крестить ее друзья). Дядька сэнсей, который вообще-то в церковь не ходит, по разным случаям приходит с нашими бойцами просто в ближайший к дому храм.
Что там можно выбрать и увидеть? Если Церковь - это "собрание кающихся грешников" - что там можно разглядеть, кроме язв?
И еще.
Вы придите в любой храм и постойте тихо, посмотрите на людей - всегда увидете несколько, по кому видно, что здесь для человека всё, он жив и живет этим. И что, скажете, что они не спасутся и Бог их не услышит, потому что они в "неправильном" приходе? у "неправильного" батюшки? Нет ведь. А если да, то зачем такой Бог?
И еще.
Я помню, я видела о.Николая с о.Залита на Псковском озере, я видела Калиниковну из НИИ СХ в Немчиновке, как она пришла к вере и Церкви, помню, как в 8-9 классе ездила к утренней службе в Новодевичий (некрещеная была, и долго еще потом не крестилась)и как оно было там стоять (смеяться будете, я выбрала себе там икону, которая на меня смотрела, и с ней разговаривала, и никого не спросила, что это за икона - это преп.Сергий Радонежский был, как после оказалось), я всегда приходила стоять на одно и то же место (потом уже, сильно потом, я заметила, что там мощи были, рядом с чем я стояла, только я не понимала, что это и что это значит).
У Вас что-то такое было, есть? Ведь без этого очень тяжело жить...

От безысходности... Можно было бы и так сказать. Но я не скажу, ложь будет. Нет у меня отчаяния - растерянность, смущение, но и в то же время детская надежда на милость Много-меня-сильнейшего-и-знающего.
Про Церковь Вы все правильно говорите. Зря я, наверно, про "состояние Церкви" заговорил, не моя это проблема, не переживаемая мною как своя.
Я давно живу, так что многое было. Но, пожалуй, такого, как Вы про себя рассказываете не было. Не знаю чего в точности - простой сердечности, наверно, недоставало. Чурбан.
Но, вообще, Таня, не относитесь ко всем этим моим о себе откровениям очень всерьез. Не нахожу я слов, которыми бы сам был хоть сколько-нибудь удовлетворен.
Может быть, и все это "семинарничание" - эдакая извращенная попытка самопознания через остранение, левой ногой правое ухо...

Чтобы не было "очень всерьез" - попробую... я сама чувствую, что меня временами "заносит на поворотах".
Только я ведь не могу к Вам не всерьез относиться.

Какие-то вещи высказать удовлетворительно можно разве что в стихах, или никак...
На то, что высказывается, есть смысл давать обратную связь, как понято, если уж приходится высказывать что-то.

С книгами и текстами - я ведь в той же ловушке (ну, Вы это ловушкой не считаете)...

Будем продолжать семинар.

Есть тип историй, которые придумываются в подростковом возрасте, а потом, позже, вдруг обнаруживаем себя в этом сюжете. Один из моих сюжетов был о принце-сироте, воспитанном отшельником, который все делал нарушая запреты и не следовал знакам: трижды охотился на оленя с золотыми рогами, хотя нельзя было охотиться на священного зверя. Охотился и убил, но прилетела огромная птица и унесла его добычу... и так далее. Жуткая на самом деле история, к счастью, я ее на дописала. Так я и по жизни ищу пути там, где его казалось бы заведомо нет... но всё же...

Хорошие стихи.
А я вот стихи мог писать только через стилизацию и самопародирование, т.е. не всерьёз - потому, наверно, и не получается "удовлетворительно".
Будем продолжать... что-то.

вопрос еще раз

А еще на один вопрос Вы мне не ответили, возможно, он неотчетливо был задан:
вопрос об ипостаси, как он волнует Вас, Тугодума, innas - в том, как он для Вас выглядит, есть какая-то новизна, или его в таком виде и до Вас св.Отцы обсуждали?
Если последнее - то, кто, где и в связи с чем его поднимал и обсуждал.
Если он нов, то могли бы Вы сам вопрос сформулировать?

(на самом деле, в любом случае, я прошу Вас сформулировать Ваш вопрос именно в форме вопроса или проблемы, а не просто указанием на то, что "вот, об ипостаси"...)


Re: вопрос еще раз

Вопрос об ипостаси - это, по-моему, вопрос о том, как в онтологию человека вписать свободу. Я (кажется, в единомыслии с Тугодумом) оспариваю представление о человеке как об индивиде, куске человеческого вещества, отличающемся набором специфических свойств. Ипостась - это мое единство в изменении и моя свобода самоизменения.
Только на уровне ипостаси можно помыслить замысел Бога о себе (логос), который, будучи и содержательным, и даже действенным (способным вдохновлять), в то же время не выразим в виде рациональныз предписаний типа "сделай то-то"; что делать, ты определяешь для себя сам, как-то, внерационально воспринимая свой логос.

из "Вечная память. Литургическое богословие смерти" Ольги Седаковой
вот набрала фрагмент для Вас - это к вопросу о том, как работать со святоотеческими текстами и с какими именно текстами... понятно, что я почти вчера открыла для себя тексты канонов - просто нашла и вчиталась - и тут-то про этот текст и вспомнила... Не найдем ли мы что-то в литургической поэзии, чего не находим в дискурсивном богословии?

Мы тут совпали и даже очень! Я давно думаю, что целый океан литургический практически мною даже... ну, даже глотка, по существу, не сделал. Но и тут тяжелоподъемность мешает. В церкви, на слух воспринимаю плохо, утомляюсь от монотонности. Надо использовать те органы, которые развиты - читать, но все руки не доходят. Даже в простом молитвеннике - море.
Спасибо.
То, что выше написано до прочтения фрагмента из Седаковой. Он великолепно умен и убедителен. Спасибо. "Священная сила смысла"... Но, знаете, какой парадокс? Я все время пробиваюсь к такому отношению к Смыслу, но делаю это так, как умею, дискурсивно. (Даже целый текст выдискурсировал - "Энергетика знака"). И одно с другим никак не смыкается... Получается, что все время рассуждаю о том, что пора прервать рассуждение ради важнейшего.

немного офф

коммент отправила и призадумалась, я там не перестаралась ли, написав meixon-у то, что написала? у меня с сохранением границ дело плохо обстоит...

Re: немного офф

Понимаю Ваше беспокойство, но... отриньте его. Сказалось - теперь пускай Павел (он - умный) думает, переспрашивает, если нужно.
А, вообще-то, отмечу вот что. Шифферс по рассказам был изумительно неадекватен в общении с людьми: он мог пришедшему сантехнику начать рассказывать про Максима Исповедника. В этом, я думаю, есть "дворянское чувство равенства со всем живущим" ("Доктор Живаго"). В той мере, в какой мы (а мне это очень свойственно) заботимся о том, с кем и как говорить, мы - не дворяне, а смерды, увы.
Впрочем, смерду смердово и, если сознаешь себя таким (я без всякого самоуничижения, просто если ты на сей момент не гений, будь слугой), то нужно, наверно, считаться с аудиторией.

Re: немного офф

:) Спасибо!

>И одно с другим никак не смыкается...
-- не смыкается что с чем: такое отношение к смыслу с дискурсивной формой?

>Получается, что все время рассуждаю о том, что пора прервать рассуждение ради важнейшего.
-- у меня тоже получается... и давно... но прервать рассуждение не получается. там внутри кто-то это ест и не наедается словно...
к отцу Николаю на о.Залита я когда еще ехала с вопросом все тем же - как научиться молиться... я его ему не задала. и так поняла, его увидела и не задала. наверное зря, но...
и проще оказалось научиться с методологами на их языке разговаривать и их понимать, чем просто молиться...

Ну да. Как бы понимаешь, что из свинца золота не получится, но не имея ничего в распоряжении кроме свинца все переплавляешь его и переплавляешь. И бормочешь при этом: свинца не хочу - хочу золота.
(И надеешься: Кто-то услышит, Сильный и Мудрый, и заменит свинец на золото - за усердие).

Вдогонку. Есть еще маленький расчет на то, что Он примет в расчет само несогласие принять свинец за золото, разборчивость.

  • 1