gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Неожиданная встреча...

... в одной точке двух педагогик, которые в других отношениях по всей видимости противоположны - вальдорфской, основанной антропософом Штайнером, и мыследеятельной, базирующейся на Давыдове и Щедровицком.
Решив получше разобраться, стал читать книжку об учебных программах вальдорфских школ и в предисловии наткнулся на цитату из Штайнера:
"Вопрос не в том, что нужно знать и уметь человеку для социального порядка, который существует на данный момент, а в том, что заложено в человеке и может быть развито в нем. Тогда будет возможным, чтобы в этот социальный порядок постоянно вливались бы новые силы подрастающих поколений. Тогда в этом социальном порядке будет жить то, что сделают из него вступающие в него люди, полностью развившие свой потенциал (Vollmenschen), а не сформированные в соответствии с запросами существующей социальной организации".
Так ведь о том же говорит и Ю.Громыко (повторяя, наверное, своих учителей, но я это услышал именно от него): нужна неадаптивная социализация, воспитание человека, способного противостоять существующему порядку и изменять его.
Различие - в том, что штейнерианцы - натуралисты, они ищут указаний, как поясняет автор предисловия, внутри самого ученика, в его "актуальных запросах и требованиях в его конкретной жизненной ситуации", а деятельностники отчасти в культуре (которая обгоняет текущий социальный запрос), отчасти - культуру тоже нужно развивать - в проектном отношении к миру.
Tags: Громыко Юрий, МД-педагогика, вальдорфская педагогика, педагогика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments