gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

про интернирование одаренных

В комментах к посту про школу "Интеллектуал" возник у меня спор с Анонимом, который высказал прямо-таки отвращение к такому типу школ. Фильтруя шум вроде обвинения устроителей и педагогов "Интеллектуала" в корысти, подытожу аргументацию.
Замысел "Интеллектуала" стоит на трех китах:
- отбор одаренных детей;
- помещение их в интернат (для создания интеллектуальной соревновательной среды и ограждения от помех, связанных с присутствием в классе детей, отстающих и не желающих учиться);
- привлечение работников наук высокого класса в качестве учителей и воспитателей.
Аноним утверждает следующее:
1. Одаренные дети - это вообще миф, используемый плохими учителями для оправдания своей профессиональной беспомощности и лени. В союзники он привлекает В.В.Давыдова ("Лекции по общей психологии", с. 87-90), который действительно придерживается того же взгляда.
2. Изолировать "одаренных" детей от общества других детей - вреднейшая идея. Это, во-первых, приводит к тому, что дети вырастают изнеженными и не умеющими постоять за себя и за то, что им дорого (в качестве контрастного примера он приводит историю из детства Г.П.Щедровицкого, которому приходилось носить с собой железный прут, чтобы звщитить себя от дворовой шпаны), а, во-вторых, развивает в них снобизм "белых ворон", интеллектуальной аристократии.
3. Ученым нечего делать в школе, наука и педагогика - две разных профессии. Здесь Аноним также ссылается на Г.П.Щедровицкого, который будто бы (не проверял) где-то сказал, что при таком совмещении получается халтура в обеих областях, науке и обучении.
У меня есть достаточно определенная точка зрения по первому пункту. Здесь, по-моему, Аноним смешивает два вопроса. Несомненно, на мой взгляд, что люди рождаются не равными, в том числе и по уму, по всем тем способностям, которые ум составляют. Это не отменяет того, что способности можно и нужно развивать, только податливость развитию и достигаемые результаты будут разными. Как и того, что дурные учителя злоупотребляют ссылками на "генетику".
По второму пункту. По-моему, выигрыш в результативности обучения за счет концентрации способных и мотивированных очевиден. Довод об отрицательных последствиях сегрегации тоже понятен. Это, если взять шире, модная сейчас тема инклюзии - совместного обучения самых разных детей, включая и одаренных, и умственно отсталых, и инвалидов разного рода - ради воспитания толерантности и общественного единства. Может быть, нужно разделить пространство обучения и пространство общения?
По третьему пункту не знаю пока, что сказать.
Tags: /kaktus77, /sadovnica, /trita, /Маркешин, Щедровицкий, воспитание, одаренность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments