gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 378: "Интеллектуал"

Это, правда, как правило не сироты...
Следующее место, куда я добрался – школа-интернат «Интеллектуал». Одна из «необычных» школ (недавно услышал словечко для их обозначения» «школы-бутики»), созданных и поддерживавшихся московским бюджетом в правление Лужкова и Любови Кезиной, а недавно лишившаяся льгот и вынужденная искать помощи.
В «Интеллектуале» 360 воспитанников. Здесь учатся в основном с 5-го класса. Идет эксперимент с начальной школой, но эти дети не ночуют, только приходят на уроки.
В ходе последних реформ интернат объединили с гимназией 1558, вполне чуждой «Интеллектуалу» по задачам и условиям – там детям из обеспеченных семей создают комфортную жизнь, в основном за родительские деньги; они в результате на 715-м месте в Москве по учебным результатам.
Я говорю с директором Юрием Борисовичем Тихорским. Он работает здесь с основания школы, 12 лет. Директором стал после смерти в 2010 основателя и первого директора Евгения Владимировича Маркелова. Два портрета.
Маркелов:
Фотосайт со вспышкой: Маркелов от gignomai
МаркеловFlamber.ru

Тихорский:
Фотосайт со вспышкой: Тихорский от gignomai

Вот еще памятник4 Маркелову во дворе школы (все фото не мои, с сайта):
Фотосайт со вспышкой: памятник маркелову от gignomai
памятник маркеловуFlamber.ru

Ю.Б. географ, окончил пединститут им. Крупской.
Кредо «Интеллектуала», его raison d’être изложено на сайте, яснее не скажешь:
http://int.mskobr.ru/obwie_svedeniya/history/
Но всегда можно сказать короче. Я выделю три вещи:
1. Одаренному ребенку нужно создать возможность и условия учиться столько, сколько душа его требует. Среда из таких же одаренных – лучшая, стимулирующая среда для таких детей.
2. Одаренный часто уязвим, ему нужно создать среду, оберегающую его от травмирующего поведения тех, кто его не понимает. Это – белые вороны (символ «Интеллектуала»).
3. Интернат – наилучшая форма и с точки зрения создания среды, и с точки зрения оптимального употребления времени.
Спрашиваю Ю.Б. доволен ли он своим педагогическим коллективом. Не всегда. Во-первых, это скопление «звезд», а такие плохо уживаются – борьба за детей, за ресурсы. Во-вторых, не всегда разумная требовательность: «достань деньги из тумбочки». В-третьих, небрежность в отношении имущества школы, неаккуратность, подражание которой – вандализм детей.
Но, конечно, штат тут шикарный
Ротация большая. Интересное ноу-хау: возможность привлечения очень разнообразного педсостава достигается в том числе и за счет того, что очень многие берут по малу часов (даже и до 9-ти в неделю), работают временно – ради интереса, среды, возможности получить педагогический опыт, обкатать какие-то идеи. Среди учителей много выпускников «Интеллектуала» (4-5 в год). Ведут факультативы и кружки. В этих случаях зарплата невелика, но это и не смущает, зарабатывают в другом месте. Ну а кто работает всерьез, получает много. Ставка 30 тысяч + классное руководство, плата за степень (много кандидатов и докторов) и т.д. У кгого-то доходит и до 100 тыс.
Это интернат, спрашиваю о воспитателях. А воспитатели – это те же учителя, которые работают даже и ночными воспитателями (в сиротских известных мне интернатах – это обычно «нянечки», женщины без образования, по существу ночные сторожа при детях).
Об индивидуальном подходе в образовании даже не спрашиваю. Здесь все по определению индивидуально.
На вопрос о метапредметах ответ – знакомый: это привлечение на уроках одного предмета сведений из другого. Увы, и здесь нет в наличии никакого представления о метапредметном подходе.
Ю.Б. не настаивает на том, что строить отношения с учениками-воспитанниками можно только так, как у них, но «у нас – максимум свободы». У всякого ученика две возможности – либо самоорганизация и увлекательное, напряженное учение, либо – тусоваться. Во втором случае – все большее отставание от поезда и в конечном счете вылет из школы.
На вопрос о чтении косвенный ответ я получил еще во время ожидания отлучившегося Ю.Б. Полка с книгами, на стекле которой наклеена надпись: «Эти книги можно брать, читать и, если понравятся, не возвращать». Среди книг – «Теория матриц».
Одаренность бывает разная. Что касается музыкальной и спортивной одаренности, таких детей «мы аккуратно переводим туда, где условия для их развития лучше». Впрочем, условия для спортивных занятий есть, во дворе хорошая спортплощадка.
На всем здесь печать некоторой нетривиальности. В фотогалерее два раздела – один связан с Отечественной войной: выставка наград.
Другой посвящен открытию «Беседки Конфуция».
Спросил, учатся ли в интернате иногородние. Ответ: не положено, даже из Московской области. Учреждены субъектом федерации, значит только своих детей и учите. Но обходят за счет временной регистрации в Москве, преподаватели у себя детей регистрируют…
Этот разговор был поводом для Ю.Б. сформулировать важную максиму: «Во всех случаях нужно искать, КАК СДЕЛАТЬ, а не отказываться от того, что кем-то запрещено».
Выпускники имеют возможность приходить и приходят вечером каждой пятницы. Участвуют в турслетах.
Практически все поступают в вузы. По памяти Ю.Б. это выглядело так: 40-60% МГУ, 25-30% ВШЭ, медики. Пользуются спросом в военных и ФСБ-шных учебных заведениях и по окончании в этой системе. Точные сведения о поступлении на сайте
Попечительского совета нет. После лишения льгот, ищут профессионального фандрайзера.
Есть управляющий совет: 1 ребенок, 3 педагога, 4 родителя, директор, представитель учредителя. «Ни один приказ не подписываю без рассмотрения УС».
Закончу тем, что Ю.Б. отлично осведомлен о ситуации с сиротским устройством и согласился участвовать в нашей ноябрьской игре.
Subscribe

  • Связалось

    Бог там, куда Его пускают (хасидская притча). Для меня положительный смысл страдания в том, что оно пробивает вот этот наш устоявшийся контур…

  • о стихе Вагинова

    Договорились с двадцатилетней дочерью моего друга, что буду посылать ей время от времени стихи и будем делиться впечатлениями. Естественно и…

  • Евклидомахия 9: место в кооперации

    Пока доуясняются вопросы фальсифицируемости, доказательства и т.п., попробую зайти с другого хода. Думаю, что различать, разграничивать науку,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Связалось

    Бог там, куда Его пускают (хасидская притча). Для меня положительный смысл страдания в том, что оно пробивает вот этот наш устоявшийся контур…

  • о стихе Вагинова

    Договорились с двадцатилетней дочерью моего друга, что буду посылать ей время от времени стихи и будем делиться впечатлениями. Естественно и…

  • Евклидомахия 9: место в кооперации

    Пока доуясняются вопросы фальсифицируемости, доказательства и т.п., попробую зайти с другого хода. Думаю, что различать, разграничивать науку,…