Директор, Вячеслав Петрович Путилин, сейчас в отпуске, меня принимала зам. по учебно-воспитательной работе Наталья Владимировна Волкова. Встречен как желанный гость, обласкан, все рассказала, все показала...
Что значит «санаторный»? На сайте Департамента соцзащиты, в чье ведение он недавно передан, как и все сиротские учреждения Москвы, написано так: «Учреждение специализируется на оказании образовательных услуг с учетом лечебно-охранительного режима, предусматривающего проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий». Т.е. здесь и лечат, и учат, есть своя школа.
Существует детский дом с 1939 года. Когда-то здесь воспитывались дети с трех с половиной лет и учились с первого по девятый класс. Но количество детей сокращается, давно уже нет дошкольников и год как нет начальной школы. В следующем учебном году в школе будут учиться всего 19 человек. Места много и здесь живут еще и выпускники, студенты колледжей, до 18-ти это допускается.
Живут здесь квартирами. Квартиры-классы, т.е. живут те, кто вместе учится.
Понятно, что сокращение числа детей – это проблема. Решить ее можно было бы, открыв двери школы для поселковых детей, но этому мешают причины административные: детдом – Москва, поселок – область.
Мое пребывание в детском доме разделилось на две части. Часа два мы с Натальей Владимировной разговаривали в кабинете директора, я задавал вопросы, а она охотно и подробно отвечала, расцвечивая свои рассказы яркими эпизодами из жизни детдома. После этого – экскурсия.
Н.В. говорит, что педагогический коллектив, и воспитатели, и учителя, – отличный, подобранный еще прошлым директором, Сергеем Константиновичем Миначенко. И хотя люди уходят, костяк сохранился. Колледжи, куда поступают отсюда, благодарны.
Сама Н.В. работает здесь 15 лет, до этого учила в школе русскому языку и литературе. Окончила Смоленский педвуз (ныне университет).
Я спрашиваю про «младших воспитателей», обычно, по нашему опыту, это просто ночные дежурные, от которых требуется лишь несколько раз за ночь обойти спальни, проверить, все ли в порядке, и, соответственно, никакой квалификации. Здесь не так. Н.В.: «В детском доме воспитывает всё и все. Каждый человек значим – и младший воспитатель, и дворник». Младшие воспитатели – с высшим образованием, кто-то и с двумя. Существует разработанный внутри дома «Кодекс сотрудника».
В штате есть логопед, дефектолог (раньше было два, для младших и старших), два психолога. Врач, было две медсестры, дневная и ночная, ночную пришлось сократить.
Спрашиваю про зарплаты. Как в Москве.
Говорим об индивидуальном подходе в обучении, о работе с запущенными, отстающими детьми. Все дети тестируются при поступлении. Коррекционные программы, дополнительные занятия. Категорически не допускается второгодничество (будет «белой вороной»): он учится в своем классе, но получает индивидуальные задания. «Сергей Константинович, спрашивал учителя: Вы кому двойку поставили, ребенку или себе?».
На самоподготовке воспитатель занимается с успешными, а с отстающими и психолог, и учителя-предметники. Дополнительные часы оплачиваются по линии дополнительного образования, нет проблем. (А почему в других интернатах с этим проблемы?).
А с одаренными детьми? На них работает вся система дополнительного образования. Если нет чего у нас, ищем в других местах. Дети ездят в Пушкино, в Сергиев-Посад, в Москву. Захотели футболом всерьез заняться – разыскали спортшколу в «Строителе», занимаются там по договору.
Маша в актрисы хочет идти – ездит в Пушкинский дом творчества (раньше и внутри была театральная студия, сейчас нет).
Так много всего, что, когда дети едут в лагерь, мы просим: дайте им в первые дни отоспаться, вымотались. Потом они включатся.
Воспитатели делают с детьми «проекты». Недавно показывали в актовом зале результаты по проекту «Малая родина». Ездили в свой район, изучали его историю, улицы, музеи, думали о его месте в России…
О мотивации – поощрениях и наказаниях. О детях, которые приходят и ничего не хотят. Заинтересовать можно по-разному. Сначала поузнавать ребенка. Показывать одно, другое… Одно «не прокатывает», придумаешь что-нибудь другое. Чайку с ним попьешь, поговоришь. Погуляешь по лесу, ящерицу ему покажешь, вдруг и заинтересуется.
Наказания. Нужно, чтобы было для него значимо, но не очень больно. Телевизор не будешь смотреть. Не возьмем во внеплановую поездку – это на семейном совете решается, гласно и по справедливости. Или заглядывает ко мне; можно? Нет, сегодня я с тобой разговаривать не буду. На следующий день приходит: Можно? Ну, заходи, будем разбираться.
«Надо ведь и актером быть. Лицедействовать. Честно лицедействовать».
Профориентация. Тестирование в Центре занятости. Экскурсии, встречи. Очень помогает широкий круг связей. «Атмосфера не создается одномоментно. Дом всегда был открытым. У нас большой круг общения».
Существует «Совет дома», в котором ребята с 5 по 9 класс. Выборы. Две комиссии – по учебе и по внешкольным делам. К каждой прикреплены кураторы из воспитателей. Обсуждают всё, план на год, изменения в режиме дня.
Вопрос о карманных деньгах вызывает удивление. Они им по закону положены! Правда, младших мы просим их сдавать на хранение, но когда хочет что-то купить, выдаем. Выпускники, студенты, конечно, сами распоряжаются. Девчонки едут в «Золотой Вавилон», накупят себе. Показывают. Потом по-домашнему поговоришь: посчитаешь с ними, сколько можно было бы сэкономить, если бы в другом месте. Но… ведь и потранжирить хочется.
Читают. У нас сильные литераторы. Библиотекарь хороший, много всего устраивает – викторины и т.п. Есть специальные тетради чтения, их ведут воспитатели. Есть «Клуб веселых читателей». Читают то, что нравится, Настька, например, научную фантастику…
О коллективном чтении. В каждой квартире по-разному. В одной точно на ночь читают.
Про Ваньку. Про то, как он читает «Я вас люблю, – хоть я бешусь…», как падает при этом на колени.
Кино смотрят на уроках – тематически подобранные фильмы. И в актовом зале. Воспитатели приносят свои любимые. Документальные фильмы смотрим. Миллионер
Театра нет. Но ставим мини-спектакли (раньше были уроки театра). Кукольные спектакли. К Новому Году обязательно. Включаем детей, которые «нигде не» – бывают открытия…
Музыка. Много слушают. Разное, от классики до рока и рэпа. Пошлость стараемся фильтровать.
Есть кружок «Ля-ля-фа». Концерты посещаем, мюзиклы. Сюда приезжают артисты. Булахов с «Временами года». Хор из Лавры. Из Цхинвала хор «Возрождение».
Поют под караоке. Н.В. рассказывает, как после грохота под караоке провела с ними «пять минут общения с искусством», почитала «Балладу о чудном мгновенье» Павла Антокольского. Прониклись.
Мобильники на ночь сдаются. И в школе, разумеется, пользоваться ими нельзя.
Работа с родными семьями, с родственниками. Если хочет повидаться, соцработник сначала сам съездит, посмотрит, потом едут вместе. Старшие ездят сами. Самовольных уходов не бывает.
Устройство в приемные семьи. Сначала знакомство, взаимное приглядывание. Н.В. рассказывает конкретные случаи. Приходят: А как мы будем смотреть? Вы нам их построите? Ведет на праздник, где дети выступают. Понравилась девочка. Н.В. потом с девочкой говорит: Помнишь приходили гости, хотела бы с ними жить? Обе стороны предупреждает о сложностях… В двух рассказанных случаях – удача. Навещают потом, благодарят.
А кто-то не хочет: не нужна мне новая семья, я – взрослый. Или не берут из-за какиъх-то особенностей; если хочет – ищем. Есть и такие дети одаренные (вспоминает Ваньку с его «хотя и бешусь»): ему обычный человек не сможет дать того, что мы пока можем…
Школы приемных родителей нет из-за удаленности от Москвы.
В общем, системы нет, мы нацелены на проживание и образование.
Труд. Младшие возятся в теплице. Все убираются – в спальнях, территорию. Еженедельная генеральная уборка («они с этим лучше меня справляются»). Субботники. Дежурство в столовых.
Для заработка некоторые работают здесь же на полставки дворником. Ходят на «Каравай» (хлебопекарное предприятие).
Про дни рождения. Во многих интернатах их празднуют скопом, раз в месяц. Ну что Вы? Поздравлять начинают с момента, как проснулся. И подарки обязательно. Игры устраиваем. За месяц звонок из «Бюро добрых услуг»: Что бы Вы хотели получить в подарок, у нас предусмотрена такая услуга? Стараемся раздобыть с помощью спонсоров (служба судебных приставов особенно помогает); ну, если уж не получается, опять звонок: К сожалению, нет не складе, а не подойдет ли вот это?
Или пробегает мимо кабинета: Ты куда так торопишься? А подарок тебе не нужен?
Выпускники. Как я уже написал, до 18 живут здесь, я их на экскурсии увижу. С уехавшими созваниваемся. На день рождения детского дома приезжают с семьями. Иногда привлекаем в помощь в трудных случаях: Миша, выручай, поговори, у тебя лучше получится. Приезжает, говорят один на один…
Поступает в колледжи. (Забыл спросить, бывают ли случаи поступления в одиннадцатилетку). Из выпуска этого года двое на поваров, двое в лесо-технический, по одному в строительный, экономический, образовательный, туризма и сервиса. Двое – по художественной части, однин в Абрамцевский художественно-промышленный, другой в Сергиево-посадский филиал «Высшей школы народных искусств».
Спрашиваю про неудачные судьбы. Сашка сел… по глупости.
«Я их обожаю…».
(В следующем постинге экскурсия – фото с маленькими пояснениями).