gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 366: в санаторном детском доме

Заведение, куда я поехал на этот раз, называется Санаторным детским домом № 39. Это станция Зеленоградская по Ярославской ж.д., Пушкинский район. Но относится к Москве.
Директор, Вячеслав Петрович Путилин, сейчас в отпуске, меня принимала зам. по учебно-воспитательной работе Наталья Владимировна Волкова. Встречен как желанный гость, обласкан, все рассказала, все показала...
Что значит «санаторный»? На сайте Департамента соцзащиты, в чье ведение он недавно передан, как и все сиротские учреждения Москвы, написано так: «Учреждение специализируется на оказании образовательных услуг с учетом лечебно-охранительного режима, предусматривающего проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий». Т.е. здесь и лечат, и учат, есть своя школа.
Существует детский  дом с 1939 года.  Когда-то здесь воспитывались дети с трех с половиной лет и учились с первого по девятый класс. Но  количество детей сокращается, давно уже нет дошкольников и год как нет начальной школы. В следующем учебном году в школе будут учиться всего 19 человек. Места много и здесь живут еще и выпускники, студенты колледжей, до 18-ти это допускается.
Живут здесь квартирами. Квартиры-классы, т.е. живут те, кто вместе учится.
Понятно, что сокращение числа детей – это проблема. Решить ее можно было бы, открыв двери школы для поселковых детей, но этому мешают причины административные: детдом – Москва, поселок – область.

Мое пребывание в детском доме разделилось на две части. Часа два мы с Натальей Владимировной разговаривали в кабинете директора, я задавал вопросы, а она охотно и подробно отвечала, расцвечивая свои рассказы яркими эпизодами из жизни детдома. После этого – экскурсия.
Н.В. говорит, что педагогический коллектив, и воспитатели, и учителя, – отличный, подобранный еще прошлым директором, Сергеем Константиновичем Миначенко. И хотя люди уходят, костяк сохранился. Колледжи, куда поступают отсюда, благодарны.
Сама Н.В. работает здесь 15 лет, до этого учила в школе русскому языку и литературе. Окончила Смоленский педвуз (ныне университет).
Я спрашиваю про «младших воспитателей», обычно, по нашему опыту, это просто ночные дежурные, от которых требуется лишь несколько раз за ночь обойти спальни, проверить, все ли в порядке, и, соответственно, никакой квалификации. Здесь не так. Н.В.: «В детском доме воспитывает всё и все. Каждый человек значим – и младший воспитатель, и дворник». Младшие воспитатели – с высшим образованием, кто-то и с двумя. Существует разработанный внутри дома «Кодекс сотрудника».
В штате есть логопед, дефектолог (раньше было два, для младших и старших), два психолога. Врач, было две медсестры, дневная и ночная, ночную пришлось сократить.
Спрашиваю про зарплаты. Как в Москве.

Говорим об индивидуальном подходе в обучении, о работе с запущенными, отстающими детьми. Все дети тестируются при поступлении. Коррекционные программы, дополнительные занятия. Категорически не допускается второгодничество (будет «белой вороной»): он учится в своем классе, но получает индивидуальные задания. «Сергей Константинович, спрашивал учителя: Вы кому двойку поставили, ребенку или себе?».
На самоподготовке воспитатель занимается с успешными, а с отстающими и психолог, и учителя-предметники. Дополнительные часы оплачиваются по линии дополнительного образования, нет проблем. (А почему в других интернатах с этим проблемы?).
А с одаренными детьми? На них работает вся система дополнительного образования. Если нет чего у нас, ищем в других местах. Дети ездят в Пушкино, в Сергиев-Посад, в Москву. Захотели футболом всерьез заняться – разыскали спортшколу в «Строителе», занимаются там по договору.
Маша в актрисы хочет идти – ездит в Пушкинский дом творчества (раньше и внутри была театральная студия, сейчас нет).
Так много всего, что, когда дети едут в лагерь, мы просим: дайте им в первые дни отоспаться, вымотались. Потом они включатся.

Воспитатели делают с детьми «проекты». Недавно показывали в актовом зале результаты по проекту «Малая родина». Ездили в свой район, изучали его историю, улицы, музеи, думали о его месте в России…

О мотивации – поощрениях и наказаниях. О детях, которые приходят и ничего не хотят. Заинтересовать можно по-разному.  Сначала поузнавать ребенка. Показывать одно, другое… Одно «не прокатывает», придумаешь что-нибудь другое. Чайку с ним попьешь, поговоришь. Погуляешь по лесу, ящерицу ему покажешь, вдруг и заинтересуется.
Наказания. Нужно, чтобы было для него значимо, но не очень больно. Телевизор не будешь смотреть. Не возьмем во внеплановую поездку – это на семейном совете решается, гласно и по справедливости. Или заглядывает ко мне; можно? Нет, сегодня я с тобой разговаривать не буду. На следующий день приходит: Можно? Ну, заходи, будем разбираться.
«Надо ведь и актером быть. Лицедействовать. Честно лицедействовать».

Профориентация. Тестирование в Центре занятости. Экскурсии, встречи. Очень помогает широкий круг связей. «Атмосфера не создается одномоментно. Дом всегда был открытым. У нас большой круг общения».

Существует «Совет дома», в котором ребята с 5 по 9 класс. Выборы. Две комиссии – по учебе и по внешкольным делам. К каждой прикреплены кураторы из воспитателей. Обсуждают всё, план на год,  изменения в режиме дня.

Вопрос о карманных деньгах вызывает удивление. Они им по закону положены! Правда, младших мы просим их сдавать на хранение, но когда хочет что-то купить, выдаем. Выпускники, студенты, конечно, сами распоряжаются. Девчонки едут в «Золотой Вавилон», накупят себе. Показывают. Потом по-домашнему поговоришь: посчитаешь с ними, сколько можно было бы сэкономить, если бы в другом месте. Но… ведь и потранжирить хочется.

Читают. У нас сильные литераторы. Библиотекарь хороший, много всего устраивает – викторины и т.п. Есть специальные тетради чтения, их ведут воспитатели. Есть «Клуб веселых читателей». Читают то, что нравится, Настька, например, научную фантастику…
О коллективном чтении. В каждой квартире по-разному. В одной точно на ночь читают.
Про Ваньку. Про то, как он читает «Я вас люблю, – хоть я бешусь…», как падает при этом на колени.

Кино смотрят на уроках – тематически подобранные фильмы. И в актовом зале. Воспитатели приносят свои любимые. Документальные фильмы смотрим. Миллионер», «Австралия» (я таких не знаю). Если интимная сцена – стоп-кадр: извините, ребята, нельзя. Они не возражают.

Театра нет. Но ставим мини-спектакли (раньше были уроки театра). Кукольные спектакли. К Новому Году обязательно. Включаем детей, которые «нигде не» – бывают открытия…

Музыка. Много слушают. Разное, от классики до рока и рэпа. Пошлость стараемся фильтровать.
Есть кружок «Ля-ля-фа». Концерты посещаем, мюзиклы. Сюда приезжают артисты. Булахов с «Временами года». Хор из Лавры. Из Цхинвала хор «Возрождение».
Поют под караоке. Н.В. рассказывает, как после грохота под караоке провела с ними «пять минут общения с искусством», почитала «Балладу о чудном мгновенье» Павла Антокольского. Прониклись.

Мобильники на ночь сдаются. И в школе, разумеется, пользоваться ими нельзя.

Работа с родными семьями, с родственниками. Если хочет повидаться, соцработник сначала сам съездит, посмотрит, потом едут вместе. Старшие ездят сами. Самовольных уходов не бывает.

Устройство в приемные семьи. Сначала знакомство, взаимное приглядывание. Н.В. рассказывает конкретные случаи. Приходят: А как мы будем смотреть? Вы нам их построите? Ведет на праздник, где дети выступают. Понравилась девочка. Н.В. потом с девочкой говорит: Помнишь приходили гости, хотела бы с ними жить? Обе стороны предупреждает о сложностях… В двух рассказанных случаях – удача. Навещают потом, благодарят.
А кто-то не хочет: не нужна мне новая семья, я – взрослый. Или не берут из-за какиъх-то особенностей; если хочет – ищем. Есть и такие дети одаренные (вспоминает Ваньку с его «хотя и бешусь»): ему обычный человек не сможет дать того, что мы пока можем…
Школы приемных родителей нет из-за удаленности от Москвы.
В общем, системы нет, мы нацелены на проживание и образование.

Труд. Младшие возятся в теплице. Все убираются – в спальнях, территорию. Еженедельная генеральная уборка («они с этим лучше меня справляются»). Субботники. Дежурство в столовых.
Для заработка некоторые работают здесь же на полставки дворником. Ходят на «Каравай» (хлебопекарное предприятие).

Про дни рождения. Во многих интернатах их празднуют скопом, раз в месяц. Ну что Вы? Поздравлять начинают с момента, как проснулся. И подарки обязательно. Игры устраиваем. За месяц звонок из «Бюро добрых услуг»: Что бы Вы хотели получить в подарок, у нас предусмотрена такая услуга? Стараемся раздобыть с помощью спонсоров (служба судебных приставов особенно помогает); ну, если уж не получается, опять звонок: К сожалению, нет не складе, а не подойдет ли вот это?
Или пробегает мимо кабинета: Ты куда так торопишься? А подарок тебе не нужен?

Выпускники. Как я уже написал, до 18 живут здесь, я их на экскурсии увижу. С уехавшими созваниваемся. На день рождения детского дома приезжают с семьями. Иногда привлекаем в помощь в трудных случаях: Миша, выручай, поговори, у тебя лучше получится. Приезжает, говорят один на один…

Поступает в колледжи. (Забыл спросить, бывают ли случаи поступления в одиннадцатилетку). Из выпуска этого года  двое на поваров, двое в лесо-технический, по одному в строительный, экономический, образовательный, туризма и сервиса. Двое – по художественной части, однин в Абрамцевский художественно-промышленный, другой в Сергиево-посадский филиал «Высшей школы народных искусств».
Спрашиваю про неудачные судьбы. Сашка сел… по глупости.

«Я их обожаю…».
(В следующем постинге экскурсия – фото с маленькими пояснениями).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments