gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

СИРОТЫ 360: Первый Кадетский

UPD.
Обратите внимание на разоблачительную информацию в одном из комментов. Не проверял, поскольку не занимакюсь сейчас этим, да и как проверишь извне, но иметь в виду нужно.


Первый Московский Кадетский Корпус с
оздан в 1997 году как Кадетская школа-интернат для детей, оставшихся без родителей. Позднее школа сменила название и направленность, сейчас это элитная школа для подготовки будущих государственных служащих в военной и гражданской областях.
Рассчитан на 420 воспитанников. Сейчас – 505. Это 11-летка. Принимают в 5-й класс, но в 5-м они – приходящие, живут пять дней в неделю с 6-го.
Прием по результатам проверки учебной подготовки (Московским центром качества образования – МЦКО), состояния здоровья и собеседования (для выяснения мотивов поступления в КК). Преимущества при поступлении отдаются сиротам (сейчас 64 воспитанника), детям из многодетных семей (28 детей), детям из семей с одним родителем (314 детей).
Корпус находится на улице Вучетича, рядом с Тимирязевским парком.

Фотосайт со вспышкой: 39e87fc05bf254b33c656d532a46af83 от gignomai
39e87fc05bf254b33c656d532a46af83Flamber.ru

Директор – Владимир Яковлевич Крымский, генерал-майор. Окончил Рязанское училище ВДВ и Военную академию им. Фрунзе. Директорствует с декабря 2013 (умер б. директор, полковник В.В.Кирсанов).
К разговору я подготовился, благо у корпуса отличный, очень информативный и хорошо организованный сайт, особенно см. "Публичный доклад директора за 2013-2014 годы" на 28 страницах. Поэтому, задавая вопросы по нашему вопроснику для директоров интернатов, опирался на уже известное.

Подробности, понятно, интересны не всем. Поэтому выделю и повторю здесь, сверху самое главное и то, что меня поразило.
·       В.Я.Крымский оказался первым на моем пути руководителем образовательного учреждения, у которого есть ясное представление о месте его учреждения в системе образования и его роли для России.
– Наша задача на ближайшее время – добиться правового оформления кадетского образования как первой ступени подготовки к государственной службе, военной и гражданской. С единым для этого направления государственным стандартом.
·       Здесь есть !управляющий совет» – тот орган, на котором обломилось наше участие в делах Кардымовского интерната. В него входят, кроме директора и его замов, по нескольку человек от педперсонала и родителей, и два старших кадета из 10 и 11 классов.
По словам В.Я. , УС принимает решения по всем вопросам развития интерната. Без обсуждения с ним не принимается ни один локальный акт. Перед ним отчитывается директор и выслушивает критику и предложения.
·       Коронный вопрос: как с ножами, вилками, салфетками? – Как в ресторане. Белые скатерти, полный комплект приборов (учим обращаться), салфетки. (Готовят-то элиту).

Персонал. Кадры, которые «решают всё».
Всего 50 человек, 23 преподавателя, 18 воспитателей, 9 – «прочие», не спросил, кто это. У всех 50-ти высшее образование.
Средняя зарплата 63 тыс. руб. Но это, поясняет директор, за счет увеличенной нагрузки, КК в списке, опубликованном в Учительской газете ближе к концу. Средний возраст – под 50.
Вопрос: Вы довольны своим педагогическим коллективом? Ответ: жесткое «нет». Учителя должны получать требуемый результат для каждого ребенка. Многие этого не умеют. Приходится принимать жесткие меры.
– Увольняете? – Увольняю.
– А как вы находите новых людей. – По-всякому.
Спрашиваю, как контролируется работа учителей. Посещает ли он их занятия. – Каждую неделю.
Три уровня контроля качества образования: 1) контроль самого преподавателя, 2) контроль со стороны администрации – насколько оценки объективны, 3) внешний мониторинг (МЦКО).

Образование
На сайте я прочитал, что здесь реализуется «военная модель образования». Из ответа вроде бы понял, что речь не столько об образовании (оно соответствует требованиям к средней общеобразовательной школе), сколько об организационных формах: не классы, а взводы, роты, батальоны. Не углублялся (думаю, спрошу в другом кадетском училище).
Собственно военных занятий не так много: час в неделю огневая подготовка, час – строевая. Основная часть военного – на летних сборах. В.Я. подчеркивает, что не любит «военщины», главное, чтобы росли образованными.

– Выстраиваются ли индивидуальные траектории учащихся? Обсуждаются ли они на педсоветах? – Да. – Есть ли у кадетов портфолио? – Обязательно.
С «метапредметами», как и везде, невнятица. Написанное во ФГОСах малопонятно и раздражает.
Что такое «учебные проекты» В.Я. непонятно. – Но я сам пришел к тому, что нужны общекорпусные проекты, связанные с самоуправлением, газета, благоустройство…
Про ЕГЭ говорит примерно так: непонятно, что эти тесты проверяют, но работаем по правилам, которые установило государство.
Отстающих учеников учителя подтягивают на дополнительных занятиях. Вопрос (он вставал во всех школах-интернатах) о том, получают ли учителя за это дополнительную плату, вызывает раздражение генерала. – Я им говорю: вы обязаны добиться результата. И плату за это вы уже получили!
В корпусе существуют два вида консультаций – для всех кадетов, на них они ходят по выбору, и для отстающих – преподаватель назначает, кому по какому предмету.
Про средства поощрения и наказания спросить забыл, но, кажется, остро эта проблема не стоит – с одной стороны, а с другой, армейская организация предоставляет для этого такие возможности, как, например, повышение и понижение в звании (воспитанник, кадет, младший вице-сержант, вице-сержант, старший вице-сержант, вице-старшина – см. на сайте).
Образование в КК имеет аэрокосмический уклон.
Профориентация осуществляется при поддержке Звездного городка, МАИ, Институт им. Берга и др. организации, входящие в Координационный Совет проекта развития аэрокосмического образования.
С сайта: «6 февраля 2015 года на базе Первого Московского кадетского корпуса состоялся первый Координационный совет участников реализации инновационного проекта по сетевому взаимодействию профильных образовательных организаций, научных и производственных объединений воздушно-космической отрасли. В данном мероприятии приняли участие представители Политехнического колледжа №8 им. дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова, ФГОУ ВПО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», РЦ НИИТ МАИ, ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина», ОАО НПК «РЕКОД», ОАО «Планетарий», сотрудники авиапредприятий: ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, ОАО «Компания Сухой», АО «РСК  «МиГ». Почётными гостями Координационного совета были Лазутова М.Н, Переверзев В.Ю., представители ГБНУ «МИРО».
Основная цель совещания – объединение и координация усилий участников сетевого взаимодействия по созданию и функционированию классов воздушно-космического профиля, качественная предпрофильная и профильная подготовка будущих высококвалифицированных кадров для работы в отраслях, обеспечивающих государственную безопасность, модернизацию и технологическое развитие экономики Российской Федерации».

Все дополнительное образование - на бюджетной основе, «платных услуг» нет. Оно весьма обильное и разностороннее; направления:  военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, культурологическое, научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, социально-педагогическое. Есть кадетские объединения по этим направлениям. Для конкретности назову те программы ДО, которые были дополнительно введены в 2013/14 году по запросам кадет и родителей: кружок «Говорим по-английски», объединение «Экономика. Политика. Право», Школа индивидуального развития «Лидер», кружок «Астрономия и астрофизика», кружок «Практическое программирование и роботехника», клуб «Кадетское братство», секция «Спортивные танцы».

Воспитание, образ жизни и отношения в коллективе
Взгляд В.Я.Крымского на воспитание. Воспитание много сложнее образования, потому что жизнь больше образования. У нас – круглосуточная воспитывающая среда. Цитирует пословицу (кажется, ирландскую): «Воспитывать детей не надо – воспитай себя».
Спрашиваю про то, есть ли у кадет возможность проявлять самостоятельность, принимать решения.
Отвечает так. Во-первых, умение принимать решения воспитывается примером, Педагог не просто отдает кадету распоряжение, а обосновывает это распоряжение.
Во-вторых, выборы органов кадетского самоуправления. Настоящие, честные выборы, с активной агитацией.
В-третьих. У самоуправления большие полномочия по организации жизни, вплоть до представлений о лишении и возращении звания кадета.
В-четвертых, есть «дни самоуправления», когда кадет такой-то становится на один день директором и т.д.
Один раз в четверть директор проводит встречи с кадетами «без офицеров» – выслушивая их предложения, критику, жалобы.
Вопрос о возможности выхода за пределы интерната вызывает недоумение. На выходные они уходят к родителям. А в будни – когда? Либо учиться, либо бездельничать…
Свободное время полтора часа в день, полчаса днем, час вечером. Имеется в виду время, когда кадет полностью в своем распоряжении. Сюда не входят спортивные игры, кружки, прогулки.
Читают? Да, много. До 7 класса обязательное коллективное «орфографическое» чтение – как пишется. (Первый раз о таком слышу. Хороший, наверно, способ усвоения правописания).
Телевизор почти не смотрят, компьютер перешиб.
Кино? Да, по списку фильмов обязательных для просмотра. С обсуждением.
Отношение старших воспитанников к младшим. Про дедовщину категорично: нет. Есть наставничество.
Вечера танцев с приглашением девочек.
Традициям уделяется огромное внимание. Кадетов приучают к тому, что они наследники и продолжатели самых достойных людей, отличившихся в служении России. Главная традиция, главный ритуал – это посящение в звание Российского кадета.
Спорт. Его много и разного – легкоатлетика, спортивные игры, дзюдо, плавание. Для этого есть все необходимое – три спортзала, бассейн. В Тимирязевском парке катаются на лыжах.
Мобильники. Утром сдают, получаю на свободный час, снова сдают.

Вопрос о взаимоотношениях интерната с родителями кадет – источник раздражения. Бывали конфликты. «Родительскую общественность» генерал не очень уважает, считает, что она лезет не в свое дело. – Я спрашиваю мамашу: Вы кто по специальности? – Водитель троллейбуса. – Ну так я не указываю вам, как водить троллейбус. Зачем же вы лезете в решение вопросов образования, в которых не разбираетесь.
Но как-то ладить надо. И заведен четкий порядок. Всем родителям доступна личная почта генерала, ни одно письмо не остается без ответа. Если у ребенка проблемы, можно прийти к нему и говорить хоть шесть часов подряд. Три раза в год родительские собрания. И наконец, постоянный контакт с председателем родительского комитета.
Как дети участвуют в труде? Всё делают! Убирают спальни, территорию, ухаживают за садом.

Бытовые условия
По 4 человека в комнате. При каждой – туалет и душ. На этаже – 3 помещения для индивидуальных и групповых занятий.
Шестиразовое питание.
Коронный вопрос: как с ножами, вилками, салфетками? – Как в ресторане. Белые скатерти, полный комплект приборов (учим обращаться), салфетки. (Ясно – готовят-то элиту).

Выпускники
Всего было (на 2014) 14 выпусков. Все поступают в вузы – 60% в военные, 40 – в гражданские.
Существует Ассоциация выпускников. На сайте попалось их обращение к родителям, чтобы перестали накликать на школу проверки…

Управление. Финансы
Здесь есть !управляющий совет» – тот орган, на котором обломилось наше участие в делах Кардымовского интерната. В него входят, кроме директора и его замов, по нескольку человек от педперсонала и родителей, и два старших кадета из 10 и 11 классов.
По словам В.Я. , УС принимает решения по всем вопросам развития интерната. Без обсуждения с ним не принимается ни один локальный акт. Перед ним отчитывается директор и выслушивает критику и предложения. Вот это, – говорит генерал, – правильная форма. А родительская общественность – неправильная!
Есть и Попечительский совет. Его основная функция – привлечение финансов.
Кадетский корпус – бюджетное учреждение, т.е. он существует на средства городского бюджета. Но есть и поступления со стороны – от банков и других «юридических и физических лиц».

Будущее. Возможности развития
Вот по этому вопросу я услышал самое важное. В.Я.Крымский оказался первым на моем пути руководителем образовательного учреждения, у которого есть ясное представление о месте его учреждения в системе образования и его роли для России.
– Наша задача на ближайшее время – добиться правового оформления кадетского образования как первой ступени подготовки к государственной службе, военной и гражданской. С единым для этого направления государственным стандартом.
Попросил разрешения сделать несколько фотографий:
Фотосайт со вспышкой: 2015-06-12 10.08.55 от gignomai
2015-06-12 10.08.55Flamber.ru

Вход, он же выход:
Фотосайт со вспышкой: 2015-06-12 10.09.57 от gignomai
2015-06-12 10.09.57Flamber.ru

Очень хочу сходить в еще несколько кадетских училищ, в том числе для девочек…
Subscribe

  • зло - грех - покаяние

    Такое впечатление, что родилось какое-то "новое христианство", в котором нет ни сознания силы зла и греха, ни опасений за свое духовное…

  • Господи, помилуй

    pavel_g_m все цитирует сочувственно о. Вяч. Рубского, на этот раз об устаревшей идее греха, о ненужности молитв о прощении и о…

  • О "национальном покаянии"

    Случилось тут в одном разговоре коснуться темы национального покаяния. Я, признаюсь, долгое время не принимал этой идеи: с чего бы, думал, мне и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • зло - грех - покаяние

    Такое впечатление, что родилось какое-то "новое христианство", в котором нет ни сознания силы зла и греха, ни опасений за свое духовное…

  • Господи, помилуй

    pavel_g_m все цитирует сочувственно о. Вяч. Рубского, на этот раз об устаревшей идее греха, о ненужности молитв о прощении и о…

  • О "национальном покаянии"

    Случилось тут в одном разговоре коснуться темы национального покаяния. Я, признаюсь, долгое время не принимал этой идеи: с чего бы, думал, мне и…