gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 354: к итогам Топорков (3)

Попытался я в общем виде рассмотреть ситуацию поощрения-наказания, но спасовал: трудно, много факторов и вариантов. И решил сделать это на конкретном примере. В Топорках платят детям не только за хорошую учебу, но и, например, за участие в оркестре русских народных инструментов. Такую конкретную ситуацию легче представить во всех ее аспектах и вариантах и я могу опираться на эмпирию. А к тому же есть Танин опыт работы со школьным оркестром.
Заодно повыясняем, что такое художественное воспитание, что дает развитию детей музицирование.
Вопросы, на которые мне нужны ответы - такие: 1) зачем оркестр? какие педагогические (или другие) задачи решаются с его помощью? 2) какие из этих задач - или какие-то еще - решаются с помощью топорков (оплаты)? и 3) какие побочные, хорошие или дурные, последствия проистекают из того и другого?
Итак, оркестр как средство воспитания. Чтобы не ломать голову, возьму из пособия, написанного женой:
Здесь, в оркестре, находит себе применение, совер­шенствуется все, усвоенное на предшествующих этапах, и приобретаются новые музыкаль­ные качества (навыки гармонического, полифонического, тембрового, ритмического слуха, слуховой контроль и многое другое).
Но, пожалуй, главное – это то, что в обстановке совместной работы происходит социали­зация личности, дети получают ценнейшие социальные уроки. Не случайно ведь слаженный коллектив, а подчас – идеализируя – и общество в целом уподобляют оркестру. Оркестр, и правда, представляет собой общественный организм со сложной системой отношений между единицами и группами, с множеством социальных ролей. В нем есть свои «атланты», кото­рые держат на себе весь остов музыкального здания, но полнота и совершенство достигаются не ими одними: свой вклад вносит каждый оркестрант. И это свойство оркестра имеет ог­ромное педагогическое значение: каждый ребенок, независимо от своих музыкальных дан­ных, играя в оркестре, может ощутить радость от коллективной работы, ответственность за свой личный вклад в общую красоту звучания музыки, разделить общий успех или извлечь урок из неудачи.
Вспоминаю яркий пример: восьмиклассники играли на школьной сцене «Бабу-Ягу» Чай­ковского. Ближе к концу пьесы группа виолончелистов явно не справлялась с темпом, звуча­ние превращалось в кашу, дети отчаянно пытались выплыть. Я взглянула на трубача Женю, который должен был вступить после виолончелей – хотела подготовить его взглядом к пред­стоящему сложному моменту и... залюбовалась им. Обычно скорее вялый, чем бодрый, сей­час он стоял с поднятой трубой, не спуская внимательного взгляда с виолончелистов и всту­пив удивительно вовремя, спас все исполнение. Это ли не опыт ответственности, внимания, проявления воли?!
Дети, обучающиеся игре на каком-то инструменте в музыкальной школе или индивиду­ально с педагогом, на занятиях оркестром получают возможность заняться «педагогической практикой», помогая учителю или одноклассникам, а также исполняя более сложные, соли­рующие партии.
В классе всегда есть и такие дети, которые могут очень мало: они, как правило, весьма ответственно и точно исполняют свои простейшие партии. И они также незаменимы в кол­лективе.
Выделяю для простоты самое существенное: 1) опыт кооперации, согласованной работы, взаимопомощи, 2) собственно эстетическое развитие, опыт красоты. (Второе - отдельная, очень интересная тема, вынесу пару мыслей-вопросов в отдельный пост),
Здесь, при обсуждении "топорков" (поощрения-наказания) мне важно вот что: а достигаются ли эти педагогические цели привлечением ребенка в оркестр за плату? Или так: что достигается и как это связано с целями воспитания?
Первый ответ на поверхности: ребенок Вася попадает в пространство оркестирования. И что?
Далее. Оркестр - довольно громоздкое, требующее организации и дисциплины, коллективное дело. Поэтому, если в нем нужен гармонист и нв эту роль годится Вася, то его желательно туда залучить, даже если он этого не хочет. Топорки вполне решают эту задачу. Но педагогика пока что не причем. (Здесь уместно припомнить, что и само существование оркестра может служить не только воспитанию детей, а, например, удовлетворению тщеславия директора и учредителя, зарабатыванию каких-то благ для школы и т.п.).
Но есть и другой смысл. Не попробовав, Вася не может знать, что такое оркестрирование (это к любой впервые осваиваемой деятельности относится, кстати). Так что залучение его в оркестр - необходимая предпосылка педагогического воздействия этого инструмента. В этом и состоит оправдание всех внешних мотиваторов, от розог до платы или похвалы: залучить, чтобы создать воспитательную ситуацию.
Здесь встают два вопроса.
Во-первых, какие побочные эффекты оказывает применение того или иного внешнего мотиватора. Давно выяснены издержки телесных наказаний: унижение и страх - не то, что мы хотим воспитать в ребенке. (Тут вопрос индивидуальности и меры, но я это сейчас не обсуждаю).
Работа за похвалу, за признание окружающих - тоже палка о двух концах: есть такой грех - человекоугодие.
Привычка работать за плату связана с корыстолюбием.
На самом-то деле, мне важнее даже не эти моральные аспекты, а то, что это отвлекает от педагогического raison d'être рассматриваемого педагогического средства... Заметим это.
Во-вторых, достаточно ли простого попадания в ситуацию? В состоянии ли ребенок воспринять ее прямое воздействие? Наверно, когда как, да? У кого есть задатки к восприятию красоты происходящего, впечатлится (мне вспоминаются легендарные посланцы кн. Владимира в Константинополь: "Мы как будто на небе попывали..."), а с чьим-то вниманием, восприятием, пониманием, иышлением надо еще поработать. Таня всегда обсуждает со своими оркестрантами - что это было?
Вот об этом подумать - о триаде "аффект - понимание - мышление" в воспитательной ситуации и о значении предпосылок, того, с чем ребенок уже входит в ситуацию.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments