gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 353: итоги Топорков (2)

А что там в Топорках с обучением и воспитанием?
Из разговора с директором я понял, что на большие образовательные достижения здесь не замахиваются, контингент не позволяет. С прямой запущенностью, отставанием более-менее справляются за счет индивидуальных планов и репетиторства, дополнительных занятий с учителями. Богатство интерната позволяет.
Теперь о самом, на мой взгляд, главном – о мотивации.
Воспитание, как справедливо написала xeniaku, это управление процессом развития. Я добавлю, что и обучение тоже. А что такое управление? В воспитуемом самом что-то происходит, какое-то движение, а мы им управляем, т.е. оказываем на него влияние в нужную нам сторону. (Подобно тому, как автомобилем движет мотор, а мы рулим, направляя движение). Но!
Из этого следует, что условием воспитания (и обучения) является самодвижение. Ребенок должен чего-то хотеть, куда-то, к чему-то стремиться. И беда очень многих детей той категории, о которой речь, - то, что они НИЧЕГО НЕ ХОТЯТ.
ЛП рассказал мне хороший пример, привезенный из Франции, где живет сейчас его дочь. Мальчика не интересовало ничего, кроме динозавров. И умные педагоги так построили его обучение и воспитание, чтобы через этих динозавров научить его всему…. В итоге, вырос успешным человеком, наукой занимается.
И антипримеры. Я читаю в жж захватывающие, драматические истории двух мам, воспитывающих девочек, оставшихся без родителей. Очень разные и девочки, и мамы, и способы воспитания. Общее одно: и Таня ollako, и «детка» tatiana_gubina ничего не хотят, не способны к усилию. И это очень тяжело – для воспитателя.
В этой связи – два вопроса. Один – про то, почему это так. В первые месяцы жизни малыша у него в норме мощнейший внутренний драйв, «мотивация жить», как его окрестила Таня. Куда и почему это уходит? Рабочая гипотеза: опыт неудач. Человеку не свойственно желать того, что он всерьез и окончательно считает невозможным. Когда от ребенка ничего не зависит, когда он ни в чем не добивается успехов, он перестает хотеть. Пока оставлю эту тему, она требует знания психологии раннего возраста, которого у меня нет.
Второй вопрос: что с этим делать? Можно ли вырастить мотивацию? Вложить ее в ребенка? Или заменить чем-то?
В средневековых школах, да и позже, использовали порку.
У иезуитов главным мотиватором было соревнование.
В большинстве современных школ – оценки и другие формы отличия. Ну и определенный набор наказаний.
В Топорках придумали мотивировать рублем, точнее «топорками».
Все это укладывается в категорию поощрение-наказание – от розог до улыбки матери.
В следующем посте я попробую разобраться с этой ситуацией: когда и как она работает или не работает.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments