gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Человеческая природа и изменение человека

Спасибо всем, кто ответил на вопросы об изменчивости человека. Результаты см. здесь: http://gignomai.livejournal.com/70332.html.
А теперь о том, что это это может значить.
davidych напомнил, что речь может идти не только диахронных различиях (изменениях), но и о синхронных.
Вопросы и предложенные варианты ответов были намеренно неоднозначные и, естественно, отвечавшие вкладывали в них свои смыслы того, что они считают фундаментальными изменениями и различиями. Т.е., скажу я теперь: затрагивающими важнейшие характеристики человека, его, можно сказать, "природу", или "сущность".
Получается, что изменения, о которых идет речь (которые можно допускать или отрицать), могут быть и биологические, и культурные.
Биологические изменения могут быть, например, генетическими. Сейчас, скажем, модно говорить о генной модификации. Вопрос: можно ли считать фундаментальными последствия такой модификации? можно ли результат считать человеком?
Частный аспект: возможность рождения потомства от пар с фундаментальными различиями.
Изменения в протекании жизненно важных физиологических процессов. Как-то нужно провести границу между патологическими (или, не знаю как назвать, "антипатологическими", позитивно-ненормальными) отклонениями и новой нормой; где тут объективный критерий? Скажем, Библия сообщает, что болезненное деторождение - следствие грехопадения (стало новой нормой). Далее, христиане верят в посмертное воскресение, а даосы даже в возможность прижизненного обретения бессмертия. У меня есть толстенная книга директора нью-эйджевского Эсалинского института в Калифорнии "Будущее тела", вся посвященная мировым практикам изменения фундаментальных телесных характеристик.
Если к числу фундаментальных различий отнести половые, то перемена пола, которая сейчас, кажется, еще не дошла до замены репродуктивной функции на протвоположную, скоро, видимо, станет полноценной.
Психологические различия и изменения. davidych считает возможным объяснять разнообразие теорий личности не-единством человеческого вида. nigdeja говорит об изменении представлений о времени и пространстве.
otgovorki пишет о "сломе воспроизводства" некоторых свойств и появлении новых и подчеркивает искусственную составляющую таких явлений; она посулила назвать проекты выведения нового человека (ну, некоторые-то мы все знаем: чистопородный ариец наци и "новый советский человек"). dedushka_nomto говорит о многофакторности этих процессов и множестве заинтересованных игроков; красивый пример с возможными последствиями психоделической революции (несостоявшейся из-за сопротивления государств); сам он, обращаю внимание любознательных, продолжает эксперименты.
А теперь - к св. отцам. В свое время люди, более сведущие в патрологии, чем я, объяснили мне (http://gignomai.livejournal.com/70332.html, http://gignomai.livejournal.com/2602.html,
http://gignomai.livejournal.com/4549.html), что сущность (природа) человека вообще не меняется - даже в такие ключевые моменты, как грехопадение и посмертное воскресение (см. ответы kiprian_sh и zolotoe_serdtse). И обожение. Меняется "образ существования" (тропос). Тогда получается, что ВСЁ, о чем говорили в ответах на вопросы, все мыслимые, пугающие и радующие, изменения и различия попадают в разряд "тропических". Т.е. внутри этого разряда уже не типологизируются (в святоотеческих понятиях). Вроде бы, неудобство, понятийная недостаточность.
Но вопрос не только в необходимости пополнения. Откуда взялись эти основные понятия? В первую очередь, от Аристотеля. Он мыслил так: всякая вещь состоит из сущности и акциденций (см. об этом коротко в "Философских главах" преп. Иоанна Дамаскина - http://gignomai.livejournal.com/63336.html#cutid1). Когда изменяется сущность, это уже другая вещь, с другой сущностью. Но годится ли эта логическая схема (ее можно назвать "дискретным квалитативизмом").для описания метаморфоз, которые, как мы знаем, претерпевает любая природа, в т.ч. и человеческая, сохраняя при этом единство с собой (преемственность, идентичность).
Tags: /alexandrg, /dedushka_nomto, /ivanov_petrov, /kiprian_sh, /nigdeja, /otgovorki, /zolotoe_serdse, Иоанн Дамаскин, акциденции, воскресение, грехопадение, изменение, преемственность, природа человека, различие, св. отцы, сущность, тропосы, человек
Subscribe

  • Есть ли импичмент в Церкви?

    Меня тут вопросом озадачили, сочтя по ошибке сведущим: предусмотрено ли каноническим правом смещение Патриарха за какие-либо прегрешения? Может, кто…

  • просьба о помощи жителям Донбасса

    В связи с коронавирусом сейчас ограничивается возможность проезда на Донбасс. Пока есть время, мы собираем машину гуманитарной помощи в больницы ЛНР…

  • Равенство против любви

    Зачем-то да рождаются в мире люди, не равные другим, иногда сильно обделенные силой, умом, здоровьем. Наверное, для того, чтобы мы любили не только…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Есть ли импичмент в Церкви?

    Меня тут вопросом озадачили, сочтя по ошибке сведущим: предусмотрено ли каноническим правом смещение Патриарха за какие-либо прегрешения? Может, кто…

  • просьба о помощи жителям Донбасса

    В связи с коронавирусом сейчас ограничивается возможность проезда на Донбасс. Пока есть время, мы собираем машину гуманитарной помощи в больницы ЛНР…

  • Равенство против любви

    Зачем-то да рождаются в мире люди, не равные другим, иногда сильно обделенные силой, умом, здоровьем. Наверное, для того, чтобы мы любили не только…