gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

ЖЖ как семинар

Опять надобно остановиться и оглядеться. Что я делаю в ЖЖ?
Вот, пожалуй, основное: виртуальный семинар с подвижной, уточняющейся темой и подвижным составом участников.
Об участниках. Среди них есть активные, заинтересованные (сквозной мегатемой или отдельными подтемами); есть не слишком заинтересованные, которых, если их суждение нужно, приходится вытягивать; есть и такие, которых я просто читаю и они тем самым делятся со мною своими мыслями или своим, недоступным мне опытом. В конечном счете, весь ЖЖ можно увидеть как один большой семинар, а френд-ленту – как мою, мною приватизированную его часть, организуемую под мои задачи.
О теме. Тему свою я уже неоднократно объявлял: антропология. Это в меру абстрактно и неопределенно. За этим стоит все время доосознаваемый «скрытый вопрос», «логос» моего семинара. А конкретизируется тема на обозримый период так: сомкнуть, стыковать святоотеческую антропологию с опытом современного человека, обеспечить их взаимную «переводимость». Да, тема не одну жизнь и не для одного человека. Но помереть лучше думая о важном.
Внутренняя поляризация темы сказалась в разнородности состава привлеченных в семинар участников: одним безразличны суждения св. отцов (мало ли что наговорил в прошлые века?), другим малоинтересны блуждания современного замороченного сознания. Поэтому два отдельных пояснения по обоим «полюсам» – для тех, кто не закрыт для чужого.
Почему св. отцы? Потому, во-первых, что в нашей, христианской традиции Предание, связывающее с Откровением, имеет свою, не требующую внешнего обоснования ценность: ценность донесения до нас опыта прямого контакта с Воплощенной Истиной и многовекового напряженного соборного осмысления этого опыта. Вообще-то, ценность святоотеческой мысли может, на мой взгляд, пониматься и за пределами христианства – достаточно признавать, что «событие Христа» – это нечто важное и заслуживающее осмысления. Второе – это то, что св. отцы антропологию строили в тесной связи с христологией. И здесь есть, по-моему, общеметодологический смысл: низшее понимать через высшее. Любопытно, что сейчас в антропологии и психологии огромное, если не центральное место занимает изучение патологий. Это, наверное, много дает, но почему не святости?
Почему современный опыт? А иначе, мне кажется, невозможно. Мы ведь те, кто мы есть и из себя не выпрыгнем. Непризнание и непринятие этого в расчет может… ну, не знаю, не питательно это как-то, в лучшем случае удовлетворяет страсть к интеллектуальным упражнениям (что-то вроде этого имел в виду, по-моему ereignishttp://ereignis.livejournal.com/25697.html). Отсюда захват к себе «в семинар» (чаще без надежды на активность) не только философов и богословов, но и поэтов и фотографов, шаманов и психоделиков и т.д. и т.п. Может быть, продумать Платонова даст не меньше, чем (да простит мне православный люд) проштудировать Expositio fidei преп. Иоанна Дамаскина.
В общем, в нашей работе coincidentia oppositorum превращается в сопряжение взаимоудаленного.
Tags: /ereignis, /lupandin, /olgaw, жж, семинар
Subscribe

  • Подводя итоги 1

    И семинар-в-пути с КП, и обсуждение в жж были для меня очень плодотворными - несмотря на то, что я не всегда лучшим образом выдерживал сменяющиеся…

  • о развитии вкуса

    Давно как-то сформулировал (и писал, наверно, об этом, не помню), что вкус - эстетический - и совесть (нравственный вкус) развиваются в опыте…

  • о медленном чтении

    Семинар ММК, декабрь 1985 года. Обсуждается книжка вильнюсского профессора Павилёниса про аналитическую философию: Пинский. Можно брать тексты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments