Вот, пожалуй, основное: виртуальный семинар с подвижной, уточняющейся темой и подвижным составом участников.
Об участниках. Среди них есть активные, заинтересованные (сквозной мегатемой или отдельными подтемами); есть не слишком заинтересованные, которых, если их суждение нужно, приходится вытягивать; есть и такие, которых я просто читаю и они тем самым делятся со мною своими мыслями или своим, недоступным мне опытом. В конечном счете, весь ЖЖ можно увидеть как один большой семинар, а френд-ленту – как мою, мною приватизированную его часть, организуемую под мои задачи.
О теме. Тему свою я уже неоднократно объявлял: антропология. Это в меру абстрактно и неопределенно. За этим стоит все время доосознаваемый «скрытый вопрос», «логос» моего семинара. А конкретизируется тема на обозримый период так: сомкнуть, стыковать святоотеческую антропологию с опытом современного человека, обеспечить их взаимную «переводимость». Да, тема не на одну жизнь и не для одного человека. Но помереть лучше думая о важном.
Внутренняя поляризация темы сказалась в разнородности состава привлеченных в семинар участников: одним безразличны суждения св. отцов (мало ли кто что наговорил в прошлые века?), другим малоинтересны блуждания современного замороченного сознания. Поэтому два отдельных пояснения по обоим «полюсам» – для тех, кто не закрыт для чужого.
Почему св. отцы? Потому, во-первых, что в нашей, христианской традиции Предание, связывающее с Откровением, имеет свою, не требующую внешнего обоснования ценность: ценность донесения до нас опыта прямого контакта с Воплощенной Истиной и многовекового напряженного соборного осмысления этого опыта. Вообще-то, ценность святоотеческой мысли может, на мой взгляд, пониматься и за пределами христианства – достаточно признавать, что «событие Христа» – это нечто важное и заслуживающее осмысления. Второе – это то, что св. отцы антропологию строили в тесной связи с христологией. И здесь есть, по-моему, общеметодологический смысл: низшее понимать через высшее. Любопытно, что сейчас в антропологии и психологии огромное, если не центральное место занимает изучение патологий. Это, наверное, много дает, но почему не святости?
Почему современный опыт? А иначе, мне кажется, невозможно. Мы ведь те, кто мы есть и из себя не выпрыгнем. Непризнание и непринятие этого в расчет может… ну, не знаю, не питательно это как-то, в лучшем случае удовлетворяет страсть к интеллектуальным упражнениям (что-то вроде этого имел в виду, по-моему ereignis – http://ereignis.livejournal.com/25697.html). Отсюда захват к себе «в семинар» (чаще без надежды на активность) не только философов и богословов, но и поэтов и фотографов, шаманов и психоделиков и т.д. и т.п. Может быть, продумать Платонова даст не меньше, чем (да простит мне православный люд) проштудировать Expositio fidei преп. Иоанна Дамаскина.
В общем, в нашей работе coincidentia oppositorum превращается в сопряжение взаимоудаленного.