gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

СИРОТЫ 337: думаем, что дальше (1)

Итак, наша славная смоленская эпопея пока что в тупике: результаты Игры не получилось претворить в реальные дела, сотрудничество с администрацией приостановлено (надеюсь, временно).
Самое время остановиться и подумать. А движения ограничить исследованием системы, анализом ситуации.
Вот одно из таких движений и мысли вслед.
Съездили вчетвером в детскую деревню SOS, в Томилино под Москвой. Об этой форме сиротского устройства в интернете полно материалов (см. их сайт). Совсем коротко - это участок с несколькими домами, в каждом из которых живет "семья" из нескольких разновозрастных детей с "мамой" во главе. Мама живет с детьми круглосуточно, весь период их пребывания в деревне. На время выходных и отпуска ее сменяет "тетя"-помощница. От государства поступает положенная сумма на ребенка (12 тыс.), весь остальной бюджет за счет пожертвований (централизованно, через российское отделение международной организации этих самых sos-деревень). Семья ведет свое хозяйство, дети учатся в обычных школоах. Непосредственные впечатления у всех нас хорошие - умная администрация во главе с директором, Анатолием Анатольевичем Васильевым, роскошная "мама Лариса" - кладезь педагогической мудрости, фонтан энергии, живет своими детьми, вся в них. С детьми тоже немного пообщались, по первому впечатлению им там хорошо.
К этим впечатлениям добавилась статья А.А.Васильева в подаренной им книжке. Он там сравнивает негосударственные "семйные детские дома" (в эту категорию он включает, помимо детских деревень, еще и частные пансионы, типа пансиона Бородиных, и то, что официально именуется "детским домом семейного типа", я бы добавил сюда и многодетные "приемные семьи") с традиционным детским домом или школой-интернатом.
И вот, что я подумал.
Такого рода "семейные" детские дома - ЕДИНСТВЕННАЯ реальная альтернатива государственному детскому дому или школе-интернату. Все остальные варианты "семейного устройства" - усыновление, опека, типичная "приемная семья", взявшая на воспитание одного-двух детей - дело, разумеется, хорошее, но никак не решаающее проблем МАССОВОГО социального сиротства (аргументов не повторяю, достаточно нааргументировал). Эти два варианта (прав А.А.Васильев) и нужно сравнивать, приняв в качестве разумной гипотезы, что у каждого есть свои преимущества и недостатки и что оба нуждаются в совершенствовании, вероятнее всего, в расчете на разные детские контингенты.
Ну вот первые, навскидку сопоставления.
Сразу видно, что в семейном детском доме больше возможностей для интимной близости между "мамой" и детьми, больше гибкости в организации повседневной жизни, для бытовой социализации, больше открытости миру. Преодолевать атмосферу казенности, зарежимленность и "диктат безопасности" в интернате, думаю, возможно, но труднее.
Зато у интерната огромные возможности, предоставляемые коллективом - детским и коллективом специалистов-педагогов, то самое, ради чего веками создавались интернатные заведения.
Самая, наверно, главная проблема образования и воспитания - индивидуальный подход, сопровождение ребенка на его индивидуальном пути - решается (в идеале) в этих двух вариантах по-разному: в семейном доме, скорее, интуитивно, за счет любовного внимания "мамы"; в интернате - в большей мере за счет коллегиальной мысли собранных здесь специалистов - учителей, воспитателей, психологов. Разумеется, профессиональное знание не заказано "маме", а любовь - воспитателю, но...
Subscribe

  • майские лесные находки

    Ходили в лес сегодня. И я гриб нашел! Не из тех, что хочется есть, но на вид приятный и запах ничего. Сфотографировал, но из-за солнца ничего на…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечная память погибшим, чтобы она состоялась.

  • природа и вопрос

    Прогулялись вчера вдоль реки. А что это за цветок?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments