Это про книгу, но, пожалуй, не про нее.
Книга - в "Лит. памятниках": Леонид Семенов. Стихотворения. Проза.
Судьба горестная. Родившись (1880) в прекрасной семье Семеновых, которые родня Буниным и Жуковским, внук знаменитого Тян-Шанского исследователя, учился всем художествам дома и на историко-филологическом в университете, писал стихи, которые понравились Блоку, и издал книгу стихов. В 1905-м захвачен революцией - под влиянием Марии Добролюбовой, сестры известного Александра Добролюбова,поэта и основателя секты - эсэрки.
После того, как она совсем молодой умерла, Семенов писал (но не кончил) роман-исповедь "Грешный грешным". Дурылин вспоминал, что, от начала романа, который Семенов читал в литературных компаниях вслух, у всех было ожидание, что пишется замечательный роман о революции пятого года. "И он был бы, если б... Семенов не был бегун".
Ушел из литературы, потому что она не может изменить жизнь к лучшему. 22 июня 1907 года Семенов пришел к Толстому. Был очень любим Л.Н. Они переписывались с 1907 по 1910 год. Привожу одно письмо, привлекшее тем, что речь в нем... о Плотине.
1 декабря 1909. Урусово, Рязанской губ.
Мир тебе, брат Лев Николаевич, посылаю тебе выписки из учения Плотина, очень близкого нам человека – жившего во II в. после рождения Иисуса. Его жизнь описана учеником его Порфирием, а сочинения его, писанные по-гречески, под заглавием Эннеада почти целиком дошли до нас. Когда-то я читал их по-французски и делал большие выписки из них для себя. Эта тетрадочка нашлась у меня тут – и некоторыми его мыслями захотелось теперь поделиться с тобой. Хотелось бы знать, доставят ли они тебе ту радость общения с этим высоким по жизни и учению братом нашим, которую имею я. О жизни его самое существенное могу сообщить следующее (сочинения его очень трудно достать теперь – у меня был прекрасный французский перевод со многими параллельными местами изд(ания) французск(ой) акад(емии) наук – 1857).
Плотин с юности искал Бога – и знал все учения современных ему образованных людей. Жил долго в Александрии, но не удовлетворенный этими учениями отправился в Индию к браминам – вернувшись оттуда, поселился в деревеньке неподалеку от Рима – и здесь вел строгую жизнь, никуда не отлучаясь уже до самой смерти. Его окружали молодые и старые ученики, среди них и девушки и женщины. Среди более отдаленных от него людей возникли – и сохранились предания о том, что он святой и чудотворец. Это свидетельствует конечно только о том, что он был действительно человек прекрасной жизни. Он не ел мяса, вообще был очень строг в пище, никогда ничего не рассказывал о себе и запрещал изображать себя в статуях и в картинах, как это было принято в том обществе, говоря, что Богу, который невидим, это не нужно. О его любви и душевной проницательности и преданности своим близким свидетельствует Порфирий рассказом о том, как он сам, придя в отчаяние от бессмыслицы видимой для него жизни и не находя того, о чем учил учитель, думал наложить на себя руки – и как в эту минуту в дверях его дома показался Плотин. Тот почувствовал, находясь в своей деревеньке, борьбу своего ученика – и пришел сам в Рим его утешить. Плотин ласково успокоил его и посоветовал ему страннический путь. Порфирий сам достиг впоследствии того же, что и учитель, и оставил нам, кроме издания сочинений Плотина и описания его жизни, и свои очень чистые писания. Во время странствия Порфирия Плотин и написал свою книгу, т.е. вообще ничего не писавший ни раньше ни после, он писал ее для Порфирия, чтобы не прерывать с ним видимого общения, писал письма, в которых изложил все свое учение. О всей возвышенности и чистоте этого учения не могу ничего говорить – она из всех древних греческих книг нам самая близкая. Все так называемые великие учители христианской церкви – Августин, Ориген и др. брали из книги этого язычника самые лучшие места своих писаний, даже часто, может быть, не разумея всей силы жизни, которая скрыта за ними у Плотина. Сам же он об учении Иисуса ничего не говорит, да и наверное не знал, судя по обстановке, в которой жил, или еще вернее не нуждался в этом, имея сам доступ к Тому, которого искал. Из учения его тебе особенно близко должно быть его учение, которого держался он строго и в жизни, учение о неделании, рагсе que Dieu, как он учил, n'est pas en movement (потому что Бог не в движении). Вот и все, что могу тебе собщить о нем. Мир ему и тебе – и твоему союзу с ним, который ты наверное заключишь.
Писать о себе пока ничего не могу, а на твое письмо ответил подробно, но ответа пока тоже еще не могу послать.
Приветствую тебя и брата Душана лобзанием братским твой брат Леонид. Книг не получил.
Сам Семенов после 1907 г. жил крестьянским трудом, батрачил за стол и ночлег. "Монах в миру".
Семья, продолжая благополучную жизнь, к выбору Леонида относилась с уважением.
В 1915-16 годах - поворот к православию, поездка в Оптину к старцу Анатолию, встретившему его ласково, но в монахи идти не благословившего.
В 1917-м начались крестьянские расправы с помещиками, в которых личные качества жертв редко учитывались - народ озверел.
Осенью 1917 года Леонид, готовившийся стать священником, навестил родовой дом в Гремячке, Рязанской губернии. А там хозяйничали грабители из местных крестьян, когда-то близких к семье Семеновых. Пытавшегося убежать Леонида нагнали и пристрелили выстрелом в голову. Дом был сожжен и там, среди прочего, сгорели все рукописи его произведений.
Вот такая судьба.