Г.П.Щедровицкий. Смотрите, как я скажу: конфликт есть стратегия, позволяющая порождать новые типы содержания. Точно так же и проблематизация позволяет порождать новые типы содержания.
Поливанова. Это правильно, когда мы говорим об организации конфликта...
Г.П.Щедровицкий. Здесь это безразлично: если я уже оестествил эту стратегию, то на мне развертывается стратегия; я такой человек, на которого насадили стратегию конфликта.
Поливанова. Встав на путь стратегии конфликта, участники коммуникации становятся разными; они до этого – просто люди, а вот встав на путь противопоставления, они закрепляются в некоторой парадигме.
Г.П.Щедровицкий. Иначе говоря, они порождают парадигмы. Оказывается, что в основе разнопарадигматичности оппозиционеров лежит их нежелание снимать конфликт. Если они встали в оппозицию друг к другу и начинают конфликтовать, то это ведет – даже на базе основной парадигмы – к разным парадигмам, поскольку они раскол начинают увеличивать и оформлять, и задавать вместо одной линии развития две; они произвели расщепление и тянут две линии развития.
Поливанова. Для нас, как организаторов будущих проблемных ситуаций и имеющих установку на формулировку общих проблем, это очень существенно.
Г.П.Щедровицкий. Фактически, конфликт создает по крайней мере две линии развития вместо одной.