gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Развитие - для чего? (Сироты 336)

Вот здесь высказаны очень интересные критические замечания про то, что мы затеваем в Смоленской области. Конкретно, про "управляющий совет". У моего оппонента два аргумента.
Первый: никто, ни один руководитель не согласится, чтобы рядом с ним возник еще некий орган, разделяющий с ним управление. Надо, мол, такие вещи начинать на пустом месте, а этого нам никто не даст. По факту, абсолютно в точку. Идея встречена с недоумением и возмущением и не только директором (он высказал сухой, формальный отказ: нет надобности), но и областной начальницей, до сих пор нас во всем поддерживавшей, очень разумной и доброжелательной. То, что пробить эту стену трудно, спору нет. Но невозможно ли? Почему? Мы доосмысляем и корректируем свое предложение, та сторона думает над нашими аргументами, диалог не окончен. Да и есть уже много примеров того, как разумные директора сами инициировали создание таких советом, понимая, что это им в помощь.
Интереснее второй аргумент, методологический. Вы, пишет оппонент, "не имеете цели и,соответственно, не можете сформулировать задачи - куда развиваться? зачем? А если речь о том, чтобы, как Вы написали, спасти интернаты, то "развитие" для Вас - это только прикрытие: Вы же хотите сохранить, а не изменить, т.е. Вам нужно на самом деле законсервировать существующее".
В самом деле: можно ли говорить о развитии, если не имеешь точного и полного видения цели? В методологии есть понятие "шага развития", вполне элементарное: есть нынешнее состояние чего-то, не устраивающее, есть представление о желаемом состоянии; перевод из первого во второе и есть шаг развития. Но возможна ведь и другая постановка вопроса. Становиться или делать нечто лучше, развиваться и развивать - такую возможность можно мыслить, даже до того, как поймешь, в чем состоит это лучшее, цель развития. И независимо от видения цели можно ставить вопрос об условиях развития, обеспечивающих саму возможность развиваться и развивать. В этом смысле, с точки зрения возможностей развития, мы оцениваем человека, сферу деятельности, ее организацию, или страну, ее общественно-государственное устройство. По этому же критерию я отстаиваю интернатную форму образования и воспитания - как создающую условия для развития, во многом лучшие, чем может создать массовая семья (не имею в виду замечательные семьи, которых, увы, не большинство). И по этим же основаниям мы предлагаем реформировать управление интернатом, открыв его для участия, с одной стороны, всех категорий персонала и детей, а с другой, для заинтересованных людей извне: производственников, представителей средних и высших профессиональных училищ, психологов.
Но оппонент верно зацепил и то, что условием развития здесь является сохранение самой интернатной формы. Чтобы эту форму сохранить, нам нужно продемонстрировать ее потенциал - при всех существующих пороках, - нужно добиться видимых изменений. Но - и тут то, с чем мы столкнулись в Кардымове -  мешает существующая форма управления, при которой все внимание руководителя заполнено делами текущего функционирования. Пороки рассматриваются либо как неустранимые, либо как терпимые, т.е., фактически, не видятся.
Поэтому у совета двойное назначение. В перспективе - это совет развития, стратегический. Но в ближайшее время его задача - сдвинуть с места решение самых острых проблем, как тех, что и так были очевидны руководству, но их не могли решить, так и тех, что мы выявили на игре. И вот продемонстрировав эту возможность, можно убедить в его, совета, нужности.
Само собой, остается вопрос о целях: какое давать образование? кого воспитывать? Но тут другой темп работы...
Такова логика наших действий.
Tags: /Маркешин, развитие
Subscribe

  • Сон-во-сне-во-сне...

    Давно не делился снами и не собирался. Но этот озадачил меня... Не знаю, с какого конца начать, поскольку он как бы надстраивался вширь. Возможно,…

  • (no subject)

    Ты посмотри, какая в небе тишь! Ночь обложила небо звездной данью. В такие вот часы стоишь и говоришь векам, истории и мирозданью. Вдруг как-то…

  • ОТЕЦ 445: Енакиевский купец Жив, мой прадед

    Подзаглохла эта линия моих записей - потому, в основном, что отцовские дневники... Остались тетради-ежедневники, но в них по большей части конспекты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Сон-во-сне-во-сне...

    Давно не делился снами и не собирался. Но этот озадачил меня... Не знаю, с какого конца начать, поскольку он как бы надстраивался вширь. Возможно,…

  • (no subject)

    Ты посмотри, какая в небе тишь! Ночь обложила небо звездной данью. В такие вот часы стоишь и говоришь векам, истории и мирозданью. Вдруг как-то…

  • ОТЕЦ 445: Енакиевский купец Жив, мой прадед

    Подзаглохла эта линия моих записей - потому, в основном, что отцовские дневники... Остались тетради-ежедневники, но в них по большей части конспекты…