gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

книга-энергетик

Определенно хорошо действует на меня эта книга - "Лекции о Лейбнице" Делеза, особенно вместе с последующим хорошо выспаться.
Помните, чем кончается один из цитированных мною отрывков? Бог, по Лейбницу, выбирает один из рвущихся из возможности в действительность миров (представляете эту динамику, эту борьбу миров за существование?). Вопрос: какой? И великолепный, по оценке Делеза, ответ: лучший! (Многократно и язвительно высмеяный разными вольтерами). Но - и в этом самая "забавная штука" (Делез именно так называет наиболее оригинальные идеи Л.) - "лучшее не в смысле какой-то теории морали"...

Вторая лекция посвящена Лейбницу-математику, создателю анализа бесконечно малых.

Отвлекусь. Я вспоминаю, как я впервые познакомился с дифференциальным исчислением на физфаке МГУ, на первом курсе. Впечатление было ошеломляющее (сравнимо с ним только несколько боллее позднее впечатление от канторовой теории множеств). Но! Я сейчас, задним числом вижу, что тогда произошло грехопадение моего разума, от которого я только сейчас с трудом пытаюсь исцелиться с помощью поэзии и методологии (умереть надо душевно здоровым!). Грехопадение состояло в том, что мой логицистический рассудок (папа как-то сказал мне в ответ на мои глупости: нелогично быть слишком логичным) отказался признавать абсурдную реальность бесконечно малых и, быстро найдя поддержку у великого упростителя Вейерштрасса, пренебрег питанием от этой красивейшей идеи... Даром это, поверьте, не прошло.

А теперь вместе с Лейбницем-Делезом свяжем анализ бесконечно малых с лейбницевой теодицеей. Наш, актуальный, мир - лучший, потому что он - самый непрерывный (я от себя добавлю еще один термин: связный) из всех возможных миров. Ведь бесконечно малые переходы - это непрерывность.
Слово Делезу:
"Почему грех Адама включен в мир, обладающий максимумом непрерывности? Надо полагать, что грех Адама имеет какие-то грандиозные связи, что эти связи гарантируют непрерывность рядов. Существует прямая связь между грехом Адама и воплощением и искуплением Христа". И так во всех "суставах и связках" этого пространственно-временного мира. "Раз уж перед нами два элемента, то существует различие между этими элементами: между грехом Адама и искушением Евы различие есть; только какова формула непрерывности? ... Непрерывность есть исчезающее [= бесконечно малое] различие".

Сделаем еще один шаг. Выше, приводя окончание ранее цитированного куска из книги, я отрезал у него хвост. Вот он: "И лучшее не в смысле какой-то теории морали, а в смысле теории игр. И не случайно Лейбниц - один из основателей статистики и исчисления игр. И все это усложнится..." (курсив мой).
"Итак, Бог творит мир, исчисляя. Бог исчисляет, мир творится. Идею бога-игрока мы находим повсюду. ... Это неинтересно. Существует текст Гераклита, где речь идет об играющем ребенке, который поистине создает мир. Он играет, но во что? Во что играют греки и дети греков?" Лейбниц говорит, что игра состоит в "заполнении" (pavage, букв. "мощение" в смысле мостовой): "если дана поверхность, какая фигура заполнит ее лучше других? ... припомощи каких фигур вы достигнете заполнения возможного максимума?" Привлекая метафору заполнения прямоугольника кругами, можно высказать вот что: выбираемый Богом лучший мир - это не мир, где меньше всего страдают. "Рационалистический оптимизм в то же время проникнут безграничной жестокостью: это отнюдь не тот мир, где не страдают, это мир, в котором реализуется максимальное количество кругов!".
Слабость этой метафоры в том, что в ней речь идет о заполнении некоторого вместилища. "Однако в условиях сотворения мира нет предварительно данного вместилища! Стало быть, надо сказать, что мир, который доходит до существования, - это тот мир, который реализует в себе самом максимум непрерывности, то есть содержит наибольшее количество реальности или сущности".
Ух! По-моему, гениально.
Tags: Делез, Лейбниц, возможное
Subscribe

  • (no subject)

    Второй раз за время карантина перечитываю "Проблемы методологии системного исследования" ГП (1964) и оба раза с интересом и удовольствием,…

  • ГП о философии как религии

    «Методология выхватила у философии технологию работы, но за счет этого произошло освобождение и очищение ценностного аспекта нашей…

  • Методология в помощь богословию

    В продолжение поста об идолопоклонстве. В мыследеятельностной методологии различаются два вида работы - онтологическая и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • (no subject)

    Второй раз за время карантина перечитываю "Проблемы методологии системного исследования" ГП (1964) и оба раза с интересом и удовольствием,…

  • ГП о философии как религии

    «Методология выхватила у философии технологию работы, но за счет этого произошло освобождение и очищение ценностного аспекта нашей…

  • Методология в помощь богословию

    В продолжение поста об идолопоклонстве. В мыследеятельностной методологии различаются два вида работы - онтологическая и…