gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

эээээ...

Сделал еще одну попытку писать отчет о прошедшей в Кардымово игре - не дается, никак не найду верную форму. Вся надежда на сон - высплю нужное. А пока вернулся к чтению делезова Лейбница.
И застрял на том, что раньше проскочил.
Итак, истина для Лейбница - всегда тождество. Есть полное тождество, А = А, это мы отставим за тривиальностью. Хотя... ну ладно, отложим. Есть отношение включения, типа число, делящееся на 12, делится на 6 - в этом случае можно конечным числом операций (конечным анализом) прийти к полному тождеству. И есть, это вот то самое, что заставило меня вернуться, истины о событиях, например, "Адам согрешил" или "Цезарь перешел Рубикон". Или, приблизим, "я сейчас пишу этот пост". Так вот Лейбниц, если верить Делезу, рассматривает этот род суждений тоже как аналитические, т.е. в понятии меня, или обо мне, заключено событие написания этого поста. Это, конечно, очень странное применение понятия "понятие". Если бы он, к примеру, сказал, что из понятия о современном, владеющим компьютером и склонном к бездельному времяпрепровождению человеке, следует возможность такого события, как написание этого поста... Но он говорит именно так: в "индивидуальном понятии" Х заключено то, что Х делает.
Но как мыслить такое суждение в качестве аналитического? Нужен анализ, выводящий предикат из субъекта. Анализ оказывается бесконечным - через бесконечные ряды причин и следствий: я пишу этот пост, потому что к моменту его написаниния стал таким-то в силу того-то, того-то и т.д. и т.п. И вывод: содержанием понятия меня оказывается весь прошедший (а если введем целевые причины, то и будущий) мир.
И тут меня дважды, даже трижды замкнуло.
Во-первых, это то самое, что утверждает о деятельности В.Дубровский: тотальная нормированность.
Во-вторых, если так, то в этом мире ничего не может меняться, происходить. Он висит в вечности, тождественный себе (Парменид). Точнее сказать, меняется только перспективныа видения, такой, знаете ли, глаз скользит по монолиту бытия, разглядывая его с разных сторон...
А в третьих... У Лейбница-то так мыслится один из миров, актуальный. А есть еще тьма тьмущая возможных. И все они - в уме у Бога...
"В истории философии всегда бывают восхитительные моменты, и один из наиболее восхитительных - это когда крайняя точка разума, то есть когда рационализм, доведенный до крайности своих последствий, порождает своего рода бред, бред безумия; когда рационализм с этим бредом совпадает".
Tags: Делез, Лейбниц, истина
Subscribe

  • Лейбниц, Кант и моя жена, или Философия и Жизнь

    На прогулке спросил у Тани, кто, как ей кажется, прав в споре Канта с Лейбницем — Лейбниц, утверждающий, что не может быть двух абсолютно одинаковых…

  • Кант против Лейбница

    Речь о так называемом «принципе тождества неразличимого»: если две вещи неразличимы, т.е. все их свойства одинаковы, то это просто-напросто она…

  • Фихте о Лейбнице

    «Лейбниц мог быть убежденным, ибо, будучи правильно понят — он прав, а почему бы ему не понимать самого себя правильно? Если величайшая легкость и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments