gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Делез, Лейбниц 3

Для Лейбница - объясняет Делез - всякая истинная пропозиция тождественна. Будь то 2 + 2 = 4 или Адам согрешил. Первая тождественна, потому что сумма двоек есть необходимый предикат 4-х. И то же верно для Адама: греховность входит в содержание этого понятия с необходимостью. Но в каком смысле с необходимостью? Сумму двух двоек нельзя помыслить не равной 4-м, а Адама не согрешившим? Можно. Сущностные истины и истины существования. Но Лейбниц а это не устраивает. Он знает, что Адам согрешил (и что, к примеру, Цезарь перешел Рубикон). Обратное должно быть исключено. И он приходит к еще одному замечательному понятию: совозможность. Безгрешность Адама (и Цезарь, струсивший перед Рубиконом), эти события возможны (в смысле мыслимы), но не совозможны с миром, в котором мы живем.
Следующий шаг: Бог избрал именно наш мир, в котором первый человек согрешил.
Почему же Бог избрал именно этот мир? Сейчас Лейбниц объяснит нам это. ... Чем Он руководствовался? ... каковы критерии выбора Бога? ...
В другом мире мы можем помыслить себе нечто иное... Так картина сотворения мира Богом, которую Лейбниц предлагает нам, становится весьма стимулирующей. Существуют все эти миры, содержащиеся в разуме Бога, и каждый мир, в свою очередь, спешит выступить с притязанием перехода с уровня возможности на уровень существования. ... А это невозможно, так как они не совозможны друг с другом. Пройдет одно-единственное сочетание. Какое? Вы уже предощущаете великолепный ответ Лейбница: лучшее! И лучшее не в смысле какой-то теории морали, а в смысле теории игр. И не случайно Лейбниц - один из основателей статистики и исчисления игр. И все это усложнится...
Tags: Делез, Лейбниц
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments