gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Давид Зильберман толкует Максима Исповедника

Стараниями М.Немцева по-русски вышла книга Д.Б.Зильбермана "Православная этика и материя коммунизма", в которой много чего, над чем подумать.
Выхватываю для начала то, как ДЗ излагает и интерпретирует суть и основания неприятия преп. Максимом монофелитства, учения о единой божественной воле Богочеловека. Максим же учил о природности воли и, значит, о двух волях Христа. А З. прилагает эту мысль к каждому человеку, выводя из нее решающее значение нашей воли (и нашего тела, ее носителя) в нашем спасении и, больше того, в жизни самого Бога.
Далее - цитаты из книги Зильбермана (к сожалению он не дает ссылок на тексты Максима).
Максим «почувствовал главную опасность и отклонение монофелитства…: не значит ли это, что в единой сущности Троицы скрывается мертвое тело, призрак или, точнее, «манекен», автоматически управляемая кукла? …
Максим Исповедник признавал, что тело каждого индивида деятельно и, таким образом, божественно. Он стер границу, разделявшую человеческое и божественное, назвав обожение (теозис) реальным, воплотимым действием. …
Бог нуждается в человеческой «синергии», чтобы стать Богом Живым. Максим провозгласил это фундаментальным принципом православия. Две природы не могут иметь одну волю, и если конкретный человек не может или, скорее, не способен достичь теозиса усилиями собственной воли, то Бог тоже не может воскресить его.
Крайне важно, что Максим … не усомнился в реальности тела и доверился его доблести.
Все события в мире реальны только постольку, поскольку они происходят между реальными телами, во взаимоотношениях, известных как встречи и столкновения их участников. И если я оказываюсь одним из них, значит, на мне концентрируется оправдание, во мне узел всех проблем мировой истории. Мое свидетельство о встрече с Богом есть нечто большее, чем доказательство того, что воля Его несомненна, а тело Его – это реальное тело Бога Живого. Я могу засвидетельствовать не только то, что Бог не умер, но и то, что Его невозможно умертвить, ибо на то нет моей воли. Проще говоря, встречая Бога, я делаю его реальным и живым.
Максим и его последователи не только не отрицают материальности тела, но и признают его единственной реальностью. Для них нет ни разума, ни тела по отдельности: тело едино и тело разумно.
Tags: Зильберман, Максим Исповедник, воля, природа и лицо
Subscribe

  • Господи, помилуй

    pavel_g_m все цитирует сочувственно о. Вяч. Рубского, на этот раз об устаревшей идее греха, о ненужности молитв о прощении и о…

  • (no subject)

    В предыдущем посте я рассказал об интерпретирующем переводе тютческого «Осеннего вечера» на санскрит. Мне необычная интерпретация…

  • Неожиданное - от санскритолога

    edgar_leitan публикует свои переводы из русской поэзии на санскрит. Не зная этого языка, не могу судить о их качестве. Но читаю иногда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Господи, помилуй

    pavel_g_m все цитирует сочувственно о. Вяч. Рубского, на этот раз об устаревшей идее греха, о ненужности молитв о прощении и о…

  • (no subject)

    В предыдущем посте я рассказал об интерпретирующем переводе тютческого «Осеннего вечера» на санскрит. Мне необычная интерпретация…

  • Неожиданное - от санскритолога

    edgar_leitan публикует свои переводы из русской поэзии на санскрит. Не зная этого языка, не могу судить о их качестве. Но читаю иногда…