gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

ЧТО СДЕЛАНО И ДОДЕЛЫВАЕТСЯ С СИРОТАМИ В МОСКВЕ 1

Поделюсь результатами проведенного исследования московских реформ в области сиротского устройства, начатых в 2012 и полным ходом идущих сейчас. Это – сокращенный вариант текста, подготовленного к публикации.
Москва у нас – флагман, поэтому, естественно, реформа в духе новейших установок Партии и Правительства наиболее полно, радикально и быстро делается здесь.
Вопреки вероятным ожиданиям тех, кто знаком с моей позицией-оппозицией (и даже моим собственным ожиданиям :)), оценки не будут однозначно негативными, хотя на проблемы и риски, связанные с реформой, указать не премину.
Пару слов о ситуации перед реформами (понадобится для сравнения).
По состоянию на 1 января 2013 года в Москве проживало около 1 200 000 семей, в которых воспитывалось 1 657 864 детей.
При этом согласно официальным данным в городе насчитывалось 2,1 тыс. безнадзорных детей, 5,2 тыс. несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в центрах социальной помощи семье и детям; эти дети жили в 3,1 тыс. семей, состоящих на учете как находящиеся в социально опасном положении.
Общее число сирот было равно 19,7 тыс.. Подавляющее большинство – социальные сироты, дети, брошенные родителями, или те, у кого родители лишены родительских прав. За 2012 год родительских прав были лишены 1728 человек, 120 – ограничены в правах.
77% от общего количества сирот (14 294) воспитывалось в семьях, а 23% (4 258) – в сиротских учреждениях. Из числа находящихся в учреждениях лишь 11% (451 человек) составляли дети в возрасте до 3 лет (наиболее часто усыновляемые), остальные 89% (3 628 детей) – от трех до 18 лет. Причем почти 50 % – это дети-инвалиды, около 40 % – подростки от 10 до 15 лет. За этими категориями детей закрепилось название «группы риска» (с точки зрения возможности семейного устройства).
Было 28 «образовательных учреждений для детей-сирот», т.е. детдомов и школ-интернатов.
Основной формой семейного устройства в городе Москве в 2012 г. оставалась, как и прежде, безвозмездная опека (попечительство), осуществляемая преимущественно родственниками детей (66% от общего количества детей, переданных на различные формы семейного устройства). Доля усыновленных детей за пять лет не изменилась и составляла 21%. Доля детей, переданных на возмездную опеку (профессиональное замещение родителей) была 13 %.

В 2010 году в Москве сменилась власть, мэром столицы стал С.С.Собянин, что ожидаемо привело к организационным и кадровым переменам, в том числе в отношении департаментов «социального круга». Первым организационным изменением, затрагивающим область сиротского устройства, была передача сиротских учреждений из ведения Департамента образования в подчинение Департаменту семейной и молодежной политики. Но период серьезных реформ начался в 2012 году, когда была принята программа модернизации системы соцзащиты в Москве («Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы»). Базовым организационным решением, принятым в обеспечение этих реформ стало сосредоточение всех сиротских учреждений и служб, так или иначе занятых в работе с неблагополучными семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации в руках одного ведомства – Департамента социальной защиты населения (ДСЗН) г. Москвы. Это было сделано в несколько приемов распоряжениями Правительства Москвы в течение 2012 – начала 2013 гг. В августе 2012 года изымаются из ведения департамента семейной и молодежной политики и переподчиняются ДСЗН 53 учреждения, в их числе детские дома, социальный приют для детей и подростков, московская служба психологической помощи населению, городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних «Дети улиц», а также центры социальной помощи семье и детям. ДСЗН был также передан региональный банк данных о детях-сиротах, откуда получают сведения о детях потенциальные усыновители, опекуны и приемные родители. С 1 мая 2013 г. в систему ДСЗН, в районные управления социальной защиты населения города Москвы начата передача с созданием соответствующих отделов, полномочий по опеке и попечительству от органов местного самоуправления.
В том же году Москва расширилась и как следствие в московское подчинение отошел целый ряд социальных, в том числе сиротских, учреждений Московской области. Ну и, наконец, через год, в октябре 2013 года, в ДСЗН из Департамента здравоохранения были переданы десять домов ребенка. Московское правительство и руководство ДСЗН в ряде пресс-конференций и интервью обосновывало такую концентрацию власти необходимостью преодоления межведомственной несогласованности, дублирования, одним словом – «оптимизацией управления». Построение властной вертикали было завершено созданием внутри ДСЗН двух управлений, для организации соответственно работы с семьями и работы по устройству сирот – под общим руководством заместителя начальника департамента Аллы Зауровны Дзугаевой.

В марте 2013 появился, обсужден специальной межведомственной рабочей группой и опубликован на сайте ДСЗН программный документ на 2013-2016 годы – «Модель профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве». Основные провозглашенные в нем цели: (1) сохранение ребенка в кровной семье и оказание своевременной индивидуальной помощи семьям с детьми и (2) существенное сокращение числа детей-сирот, находящихся на воспитании в организациях и недопущение вторичного социального сиротства в случае устройства ребенка на воспитание в замещающую семью».
В качестве стратегической цели провозглашалось «формирование системы, которая обеспечит право каждого ребенка жить и воспитываться в семье», что раскрывалось как максимальные усилия по сохранению родной семьи, а в случае невозможности этого – как необходимость
«предпринять все меры к устройству ребенка в замещающую семью, а не в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Намечено следующее:
1. Организация индивидуальной профилактической работы с каждой семьей, находящейся в социально опасном положении. Ведение единого процесса поддержки семьи и защиты прав ребенка, начиная от выявления запроса на помощь или защиту до завершения работы по реабилитации семьи, защите прав ребенка.
2. Преобразование существующей сети детских домов, школ-интернатов, социально-реабилитационных центров и домов ребенка в центры содействия семейному воспитанию.
3. Развитие форм квалифицированного замещающего воспитания для детей, оставшихся без попечения родителей, старшего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (приемная, патронатная семья). Изменение подхода к организации работы по подбору замещающих семей от существующего в настоящее время преимущественно заявительного к активно-поисковому.
4. Подготовка кадров с целью формирования профессиональных компетенций и изменения профессионального менталитета специалистов в сфере защиты прав детей, ориентированного на семейное воспитание детей.
5. Проведение на постоянной основе широкомасштабных информационно-просветительских кампаний, пропагандирующих различные формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Развитие системы стимулирования (в том числе нематериального) и повышения социального статуса усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей.
7. Вовлечение гражданского сообщества, благотворительных, негосударственных некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решение проблемы преодоления социального сиротства и развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей».
Оценивать результаты предполагается по таким «ключевым показателям и индикаторам эффективности реализации Модели»:
«1. Сокращение числа детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 75%. Планируемая средняя наполняемость таких организаций – до 30 детей, наполняемость групп 6-8 детей.
2. Сокращение числа детей, чьи родители лишены или ограничены в родительских правах, на 35%.
3. Увеличение доли детей, переданных на семейные формы, в общей численности ежегодно выявляемых детей, остающихся без попечения родителей, на 15%».

Прошло уже два года, можно посмотреть, как все это реализуется
Активность новой власти впечатляет, перемены идут быстро и по всем названным в Модели направлениям. Коротко, по пунктам. Источники – публичные выступления руководителей ДСЗН, прежде всего А.З.Дзугаевой.
(Продолжение следует)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments