Top.Mail.Ru
? ?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
книги
старый гляжу
gignomai
Одна из книг, купленных, на выставке - И.В.Берестов. Свобода в философии Плотина (изд-во СПб ун-та). Судя по предисловию и введению планка, поставленная автором, высокая и требования к себе - жесткие.
А вопросы, на которые он намерен ответить - т.е. выяснить, как отвечал на них Плотин.
СВОБОДНО ЛИ ЕДИНОЕ БЫТЬ ТЕМ, ЧТО ОНО ЕСТЬ?
СВОБОДНО ИЛИ НЕТ ЕДИНОЕ ТВОРИТ УМ?
НАСКОЛЬКО СВОБОДНО "ПАДЕНИЕ" ДУШ В ЧУВСТВЕННЫЙ МИР, ИХ ДВИЖЕНИЕ В ЭТОМ МИРЕ И ИХ "ВОСХОЖДЕНИЕ"?
Вот веками идет в христианском богословии преодоление платонизма. Но совершенно ясно, что это борьба с ответами, ВОПРОСЫ - те же. Ну что это? Прямое влияние? По времени для Плотина это можно, вроде бы, допустить. Или дух человеческий имманентно, без прямого Откровения дорос до этих вопросов.



  • 1
Я сильно ошибаюсь, или размежевание идет именно по третьему вопросу? То есть мне кажется, что если первые два вполне могут обсуждаться и христианским богословием, то третий в нем просто не имеет смысла и напоминает вопрос: "перестали ли вы бить свою жену?"

Я Вас не совсем понял. Третий вопрос (о душе) - это три вопроса: о падении, действовании и восхождении. В христианстве их аналогом является вопрос о свободе и предопределении.
В христианстве альтернативные позиции известны: предестинационизм кальвинистов и целый веер концепций о свободе и благодати у остальных конфессий.
Автор во Введении пишет, что относительно того, как отвечает на все эти вопросы Плотин у разных плотиноведов противоположные суждения. Надеюсь, эта книга поможет разобраться.

Я хотела сказать, что сама постановка вопроса о "падении" души в низкую материальность - нехристианская, как мне кажется. Вроде бы в христианстве принято считать, что душа творится Богом в момент зачатия - и что это связывает ее с телом неслучайным и неразрывным образом, и именно на воскресение во плоти мы уповаем, как о том и сказано в Символе веры. И, скажем, аристотелево понятие о душе как об энтелехии тела ближе к христианству, чем платоновское, а тем более гностическое - о вечной душе, ниспадающей в мир то ли добровольно, то ли в качестве наказания.
Я-то сама как раз по этим вопросам наиболее склонна уклониться в ересь, к большому своему сожалению. Но еще не вечер, есть время одуматься.

Это немного другой аспект: считать ли попадание в мир "падением"? Плотин, вроде бы (недостаточно знаю), здесь не так грубо судит, как гностики.
Но параллель в том, что и при "падении", и при сотворении души остаются вопросы о свободе ее "прихода" в мир, бытии в мире и "ухода" туда.

Какая ж может быть свобода прихода? - Господь сотворил, не спрашивал - да и спрашивать не у кого было, вроде мы доктрину предсуществования души анафематстововали соборне. При всей моей громадной личной симпатии к Оригену.

Не может, не может, Вы правы - для христианина. А для неоплатоника, может, и может, выясним.

А вот я за него сейчас отвечу
Единое совершенно свободно
Ум творит совершенно свободно
Падение в чувственный мир свободно – вот я же свободно упала в чувственный мир и свободно не хочу из него никуда восходить :))))))))))))

Про Единое и Ум воздержусь, а вот насчет свободы Вашего "падения" (= рождения) что-то большие у меня сомнения. Не расскажете, где Вы были до рождения и свободно решали рождаться Вам или нет?

Нет, при чем тут «до рождения»
Кстати например Веряскин считает, что мы согласились, до рождения, но конечно это явно не христианский взгляд, у него много нехристианских взглядов
Но я о другом написала – я тут, после рождения – совершенно добровольно упала в материальный мир
И совершенно добровольно вылезать из него не хочу
Мне нравится быть в материальном мире, при условии конечно что Бог и я есть, разумеется
Об этом у меня, тоже совершенно добровольно большой спор с аббатусом, при нашей манере спорить там вообще то за деревьями трудно увидеть лес, но по большому счету мы спорим именно об этом
Потому что ему не нравится в материальном мире и вообще человеком быть не нравится, он хочет стать ангелом
А мне в материальном мире нравится, потому ангелом я стать не хочу
http://abbatus-mozdok.livejournal.com/565784.html?view=6062872#t6062872
А кроме того, вот еще, в доказательство
http://olgaw.livejournal.com/4326.html

* после рождения – совершенно добровольно упала в материальный мир
----
Извините, не понял. А родились Вы не материально? Не от мамы и папы?

Я родилась в материальном мире, разумеется
И в материальном теле
Но ведь я могла и не согласиться с этим фактом
А я согласилась, и с радостью
И более того – факт этот и в будущем никак менять не хочу

Как могла внимательно прочла первый постинг Вашего ЖЖ и Ваше инфо
Отчества Вашего не нашла
Если этот вопрос для Вас принципиален, прошу мне отчество Ваше сообщить или сообщить Интернет-адрес текста, где я могу его прочитать
С уважением, Ольга

* я могла и не согласиться с этим фактом
А я согласилась
---
Это хорошо :). Но мне кажется, что это все-таки странно называть добровольным рождением. Вполне добровольным оно было бы, если бы у Вас спросили ДО того. И во всяком случае, Вы тогда должны признать, что кто-то мог родиться (а я слышал, что такие бывали) родился и не добровольно.

* Отчества Вашего не нашла
Если этот вопрос для Вас принципиален, прошу мне отчество Ваше сообщить
----
Какой именно вопрос принципиален? Или Вы имели в виду "НЕ принципиален"?
В любом случае, секрета нет: Ростиславич.


Но я и не называла это добровольным рождением. Я написала, что добровольно упала в материальный мир.
Я ж все таки не гностик, для меня рождение – не падение в мир материи, а появление из небытия в бытие
А на счет иных пониманий рождения, так я с переходом в христианство их оставила, быть там, где они есть
Ибо всякая религия строит модель взаимодействий, и невозможно взаимодействовать сразу по двум противоположным моделям
Ой, извините, далее это не Вам, это предназначалось Кротову
Ну все равно, нет худа без добра, знаю теперь что Вы Ростиславович, а я например Ольга Владиславовна, а вы Ростиславович кто?

Я - Владимир Ростиславич, позвольте представиться.

> Одна из книг, купленных, на выставке - И.В.Берестов. Свобода в философии Плотина (изд-во СПб ун-та).

А не встречали случайно её где-нибудь в магазине? Если вдруг встретите - дайте пожалуйста знать, я б себе такую купил.

Всенепременно сделаю.

Про книгу...

Берестов только что заходил - хвастался, что вышла его книга и просил заказать её где-нибудь для библиотеки. Поиском вышел на ваш ЖЖ :).

Книгу можно заказать (наложенным платежом) в "Новом Книжном Агентстве" (прайс есть у них на dbiblio.org). Согласно прайсу, стОит 235руб.

Re: Про книгу...

Книжку я уже купил в Фаланстере. Правда сейчас мы как-то отошли от вникания в Плотина, а то было так плотненько за него брались, видели наверно вот здесь (большая часть записей подзамочная)?: plotiniana_tuga.

  • 1