gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Итоги Октября

Вчерашний разговор с Ксенией за сортировкой и подсчетом привезенных бумажек напомнил о том, что итоги Октября не подведены. Предварительные, разумеется, пока не будут обработаны результаты. Т.е. не обработано и не обдумано – вот это:

Фотосайт со вспышкой: бумага 1 от gignomai
бумага 1Flamber.ru


Фотосайт со вспышкой: бумага 2 от gignomai
бумага 2Flamber.ru


Плюс часов пятьдесят аудиозаписей. Плюс то, что у нас в памяти.
А пока – предварительные впечатления.
Напоминаю: мы прожили по неделе в четырех школах-интернатах Смоленской области, двух обычных, Сафонове и Кардымове, и двух коррекционных VII-VIII вида (т.е. с задержкой интеллектуального развития), Ярцеве и Демидове. По тому, как они выбирались в разговоре с областной начальницей всего сиротского дела Е.А.Корнеевой – навскидку – и по всему, что мне известно о смоленских детских домах, не худшие и не лучшие – средние.
Что мы там делали?
Тестировали детей. Этим занималась Ксюша с помощью студентов-практикантов с двух кафедр Смоленского университета – кафедры социальной педагогики социологического факультета для нормы и кафедры коррекционной педагогики для коррекционных интернатов. Тесты были такие: «Дом-Дерево-Человек», прожективный тест на общее психическое состояние, тесты на способности понимания и мышления, опросники на самооценку и мотивацию.
Опрашивали администрацию, учителей и воспитателей. Этим занимался я. Предпочитал живой разговор, но те, с кем не успевал поговорить, заполняли большую анкету. Главное, что надо было узнать – мотивация самих педагогов, их представления о целях работы, о проблемах, о своем коллективе и организации работы, о детях, их жизни сейчас и по выпуске, о будущем интерната.
Еще я во всех четырех случаях старался изучить окружение интерната, посещал власть, предприятия, центры занятости, учебные и культурные учреждения. Цель – выяснить, кто может реально помочь интернатам в устройстве нынешней жизни и выпускникам в будущей.
Ну и, понятное дело, мы общались с детьми. И ходили с открытыми глазами и ушами. Если когда-то, помню, ludmilapsyholog предлагала мне заглянуть на задний двор, чтобы получить верное, а не парадное представление о жизни интерната, то теперь я могу сказать, что и заднее, и боковое, какое угодно повидали… И хорошее, и не очень.
Каждый день у нас заканчивался вечерней рефлексией, где мы обменивались дневными впечатлениями.
Впечатления…
Хорошо ли детям в интернатах? А как это точно узнать? Нельзя основываться только на том, что в опросниках они, как правило, пишут, что всем довольны, – может быть, угадывают «как надо», а может быть, это узость кругозора. Ведь смотря с чем сравнивать. По сравнению с тем, откуда их извлекли – очевидно, хорошо. А с другой стороны – побеги. Но ведь и они вовсе не означают, что плохо. Бегут к родным, тем самым, от которых забрали – убедиться иногда, что там все так же пьют и их не ждут. Бегут, чтобы пожить беспризорной жизнью, в которой есть для них свои радости, нами не одобряемые…
Дети очень хотят общаться с новыми людьми, им этого явно не хватает…
Может ли жизнь здесь быть устроена лучше? Да, может. Дальше нужен конкретный разговор: что именно нужно изменить. За этим и ехали, чтобы понять.
Пока одно любопытное впечатление. Можно выстроить все эти интернаты в порядке благоустроенности и порядка: Ярцево, Сафоново, Демидов, Кардымово. Так вот, в Кардымове, где беднее всего – обветшавшие здания, обшарпанные стены, спальни на два десятка гавриков и, кажется, меньше всего порядка, там – самые живые, раскованные, общительные дети…
Хорош ли персонал – учителя и воспитатели? Слишком много немолодых, уставших женщин. О том, как нужны мужчины, говорит ответ на вопрос анкеты, что самое интересное в интернате: Анатолий Викторович (учитель физкультуры). О квалификации учителей по немногим посещениям уроков судить не решаюсь, но успел почувствовать, как трудно работать с учениками настолько разного уровня (особенно, в коррекционных).
О воспитателях, об их общении с детьми много накопилось наблюдений, всяческих.
Есть еще и такой вопрос: хорошо ли здесь воспитателям и учителям?
Есть, что менять, это ясно. Во всем образе жизни интерната.
Но это – живая жизнь. Убивать не нужно.

Subscribe

  • Считаю Россию

    И вот чем я занимаюсь, обессиленный жарой: изучаю поступление заявок на участие в том проекте, который. Считаю, сколько откуда - по областям и…

  • обучаем учить детей музыке

    У нас такие дела. Идет регистрация на объявленный онлайн-курс подготовки к работе по программе музыкального воспитания "Каждый ребенок -…

  • про инклюзию

    Это, если кто не знает, создание условий, чтобы инвалиды разной формы и степени, жили в одном мире со "здоровыми". В более узком смысле,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments