Пока шло тестирование, поговорил с тремя учителями, Татьяной Викторовной Медведевой (биология и география), Людмилой Петровной Мироненковой (математика) и Александрой Петровной Горбковой (швейное дело). Во всех трех разговорах было удивительное.
ТВМ восхитила рассказом о том, как приносила на урок своих собственных дрессированных кур и жаждой осваивать новое. У нее беру идею: учителя и воспитатели должны ездить и смотреть - в другие школы, российские и заграницу.
ЛПМ при своих четырех взяла двух девочек из своего интерната, обе живут с ней и продолжают здесь учиться, вторую она взяла, когда та в 15 забеременела, ищут ясли, чтобы она могла по окончании учиться в техникуме. Я посидел на ее уроке (5-й класс) - это совершенно особая задача: втолковывать таким детям, медленно, задерживаясь на каждом шаге. Да еще и различия в уровнях развития: Сережа и Макар быстро считают, складывают и вычитают, а Уля делает это по линейке или пересчитывая ("целуя") пальцы - с каждым приходится работать индивидуально.
На швейном деле был тоже 5-й. Они только начинают и учились пришивать заплатки. Александра Петровна, обожающая, по ее словам, свою профессию работает в интернате больше тридцати лет (до того заведовала ателье). Демонстрировала мне детские изделия и качество исполнения. Старается, чтобы шили то, что реально нужно - показывала платья, блузки, фартуки. Или вот то, что может сшить будущая мама:
Заходил в библиотеку. Видел, что сдавали девятиклассники - Маршак, сказочки с картинками. Спросил у зашедших воспитательниц, читают ли маленьким вслух. Говорят, что читают, но дети выдерживают не больше десяти минут.
Воспитательница моих соседей-четвероклассников вечером играла с одним в шашки. А другие в детской прыгали через скакалку.
Уже после отбоя выглянул на шум - они состязались в кручении на пальце зубной щетки.
Да, утром еще заходил к медсестре - узнал, что по четвергам приезжает психиатр. Поговорю с ним. Меня все-таки продолжает занимать вопрос о том, как они различают детей с органическим дефектом и запущенных, ведь к ним же должен быть очень разный подход: заниматься нужно и с теми и другими, но первые заведомо имеют потолок и их нужно щадить, вторых же, наверное, тянуть и подталкивать.
Вот еще напоследок ужин:
В косынках - девочки, дежурящие по столовой.