Ксения завтра подчищает недоделанное с детьми. Девочки-студентки отпущены домой в Смоленск. Хорошие девочки - Аня, Катя, Лариса, работали с увлечением. Одна из них подумывает пойти сюда работать.
У меня было три разговора, все - интересные. Дело еще и в том, что по мере вникания в здешнюю жизнь я и спрашивать начинаю по-другому.
Две учительницы начальной школы, Светлана Бурмистрова и Светлана Данилова, - молодежь, работают в школе всего по двадцать лет: вместе пришли, вместе уходили в декрет, вместе вернулись и вместе говорили со мной. Из этого разговора две вещи особенно важны: то, что коллектив разделен на две не очень-то связанные части, учителей и воспитателей, и то, какую большую роль в их работе сыграло появление собственнх детей.
(Это - повторяющийся мотив, здесь и в других местах, у хороших воспитателей и учителей: а если бы мой ребенок оказался в интернате, как бы я хотел чтобы с ним обращались).
Игорь Михайлович Дубрияник преподает вождение автомобиля. Это - факультатив, очень популярный (и у мальчиков, и у девочек), настолько, что его используют как мотиватор (один из немногих, которыми учителя здесь располагают). Я присутствовал при разговоре у завуча: - Хочу учиться водить. - А ты математику подтянул? А перед ХХ извинился? Сделай все это, тогда приходи.
Вершиной сегодняшнего дня был разговор с Виктором Васильевичем Гороховым, учителем технологии и мастером учебных мастерских. Он несколько раз в ходе разговора повторил, что учит детей всему, что умеет. А умеет он баснословно много: агроном, может сложить избу, вырезать из дерева корабль сложной конструкции, все, что угодно, починить, прекрасно рисует. Его мастерская открыта каждый вечер до отбоя, и у него всегда кто-то что-то мастерит... Саша Трофимов, чью самостоятельно отремонтированную комнату я видел вчера во время обхода общежития - из его лучших учеников. Даже невыносимый Б., которого я поминал в прошлом посту, о котором еще собираюсь рассказать и который вообще не ходит на занятия, приходит к нему порисовать.
У ВВ я получил еще один ответ на вопрос, почему дети стали "хуже" года три тому назад. Это время начала кампании за семейное устройство и "деинституционализацию". Детей стали распихивать по приемным семейным, уменьшилось население интернатов и их стали заполнять детьми с очень тяжелым, часто уголовным прошлым и теми, с кем не справились приемные родители...
И - маслом по сердцу - ВВ вполне одобрительно отнесся к моей фантастической идее реконструкции интерната при активном участии воспитанников, стал тут же ее развивать и конкретизировать, дал мне телефон выпускника, окончившего Смоленский строительный техникум, которого это могло бы увлечь...
На сегодня осталась только вечерняя рефлексия за ужином вдвоем.
Завтра еду в Сафоново. Со школой не получилось - для тестирования нужно согласие родителей, попробую заранее договориться в Кардымово. Завтра же встречаюсь на заводе "Авангард" (пластмассы для космоса) и в филиале Московского открытого университета. Потенциальные шефы.
Движемся.