gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

СИРОТЫ 293: где и как развиваться младенцу

На Сыктывкарском съезде детдомовских руководителей выступал питерский профессор, Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович, (зав. кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей на психфаке СПбУ), рассказал о результатах исследований, проводившихся в домах ребенка.
Речь, разумеется, шла о том вреде, который наносит развитию ребенка пребывание в условиях учреждения, где в силу малочисленности и сменяемости персонала не происходит формирования отношений с единственной фигурой привязанности. В исследованиях все это, конечно же, подтвердилось. Но все было на этот раз поконкретнее. Вот что именно влияет:
1.       Стабильность, постоянство людей, заботящихся о ребенке, и окружения в целом.
2.       Отзывчивость, чувствительность взрослых, общающихся с ребенком.
3.       Комфортная, физически благоприятная среда.
4.       Наличие профессионального наблюдения и профессиональной помощи.
Необходимость обеспечить наличие первых двух факторов привела к тому, что во многих странах мира была принята политика возможно более раннего размещения детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных замещающих семьях. При этом, из учета двух других факторов следует необходимость тщательного отбора замещающих семей (в том числе и по их социально-экономическому статусу) и наличие доступной системы профессионального сопровождения.
Результаты исследований показывают также, что одни и те же требования действуют как в отношении замещающих семей, так и в отношении детских учреждений, а их соблюдение в обоих случаях приводит к благоприятным для развития ребенка результатам. Если в случае семейного устройства стабильность означает постоянство замещающей семьи, то в учреждении это – постоянство заботящегося персонала и запрет на перевод ребенка из группы в группу. В учреждениях, чтобы они обеспечивали условия здорового развития ребенка, должны создаваться условия, приближенные к семейным. Понятно, что отзывчивость взрослых критична в обоих случаях.
Важный результат: если ранний период развития ребенка проходил в учреждении, где перечисленные условия соблюдены, то и его развитие при переводе в замещающую семью оказывается нормальным.
В различных странах вопрос о том, где отказнику лучше, в учреждении или в замещающей семье, решается по-разному: если в Австралии 93,5% таких детей находятся в замещающих семьях, то в Японии только 12%, остальные живут в учреждениях – где, конечно же, созданы условия, приближенные к семейным. В заключение, профессор высказал свою позицию: он видит здравое решение в сочетании обеих форм, профессиональной замещающей семьи и соответствующим образом устроенного детского учреждения, особенно для детей с ограниченными возможностями развития.
Tags: младенчество, развитие
Subscribe

  • Про системную сложность

    Очень, по-моему, интересный текст Алексея Кунгурова (и не слишком, против его обыкновения, стёбный):…

  • классическое и развивающее образование

    Полагаю, что эта книга - "История русской школы" Любжина - много еще материала даст для обдумывания. Вот еще одно интересное замечание:…

  • Что такое скандал

    Готовясь к "докладу" о Шифферсе на встрече с театром, задумался. Спросил при встрече сестру - что она понимает под скандалом. Ответ:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments