Top.Mail.Ru
? ?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
по хорошу или по милу
старый гляжу
gignomai
fiorelli обратила внимание на сомнительный нравственный смысл русской пословицы "Не по хорошу мил, а по милу хорош" (http://fiorelli.livejournal.com/81050.html). Почему-то мне это запомнилось и вдруг отозвалось неожиданной параллелью. А не приложима ли эта пословица о выборе предмета любви к прототипу всякого такого выбора - к избранию Богом Израиля? В самом деле, мы знаем, конечно, что Авраам "поверил Господу [оказался "хорош"], и Он вменил ему это в праведность" (Быт. 15:6). Но ведь избрание-то состоялось раньше: "И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей... и Я произведу от тебя великий народ..." (Быт. 12:1-2).
Так что в некотором смысле эта пословица - "по образу и подобию".



  • 1
Выбирая между вековой народной мудростью и, не в обиду будь сказано многоуважаемой г-же fiorelli, чисто протестантской прямолинейностью, всегда предпочту народную мудрость. Это раз. А два - данная пословица ведь не рекомендательный характер носит - она просто констатирует то, что есть. А оно так и есть, независимо от того, хорошо это или плохо.

Так мы с Вами совпали полностью! Я так и ответил в комменте: что это не предписание. И что пословицы (как и сказки) вообще крайне редко назидательны, их сила совсем не в этом.
Но тут мне привиделся еще один любопытный ракурс - библейский. Это подталкивает нас к тому, чтобы в самую глубину "смысла любви" заглянуть.

А, это приятно слышать. Я сам пост посмотрела, а комменты не стала читать.
Есть такой мещанский романс старый, там история типа Ромео и Джульетты, а начинается с того, что юноша просит родителей ему любимую девущку засватать, но
Отец сыну не поверил,
Что на свете есть любовь.
"Люди все равны на свете,
Надо всех равно любить"
Любая любовь избирательна, и любая избирательность несправедлива, если понимать справедливость в самом примитивном, большевицком понимании: все всем поровну, отнять и поделить. И Божья любовь изюирательна. Авраама Он избрал для одного, а последнюю какую-нибудь мышку в поле - для другого. Он по-разному любит Авраама и мышку, и не обязательно его больше, чем ее, просто по-другому. Ну и нам, значит, можно.


Страшно подумать, что было бы, если бы было не так :)
Хотя и так, конечно, страшновато.

Я вот убедился, что для Псалтири настолько характерна метафора Пастух-стадо, что очень многое, привычно понимающееся, как любовь из Вашей пословицы, несколько переворачивается.
Пастух- сказал овце: "произведу от тебя отару себе в наследие".
Любовь ли это в смысле, о котором пословица?
С другой стороны пастух, живя с овцами, считает их в каком-то смысле детьми, возможно в том, в каком айны считают медведя братом.
Так что какая-то любовь, всё же , есть, но, видимо, совсем иная,чем в этой пословице.
Всё проще и жёстче, полагаю.
Но это лишь мой взгляд.

Мне кажется, Вы поднимаете очень важную тему: многообразие любви. У нас, у людей. Но по самому смыслу отношений между человеком и Богом всё наше (благое) имеет прототипом божественное (по образу и подобию).
Если я правильно понял, то Вы хотите сказать, что у Бога отношение к нам как к собственности. Наверное, есть и эта составляющая, но божественная любовь должна заключать в себе и все остальное (служить ему прототипом) - любовь-жалость, любовь-эрос, любовь родительскую и т.д.

Можно ли судить о Боге, исходя из того, что нам кажется благим в себе?
В одном из псалмов сказано, что ни в коем случае человек, исходя из своих внутренних критериев ничего не поймёт касательно греха (следовательно - и правды).
Любовь-эрос... как ни забавно звучит - не случай ли это скотоложества в паре Пастух-стадо?
О родительской любви, и жалости я упомянул, говоря об этих отношениях.
Это с одной стороны, а с другой: мы имеем свидетельства о Боге народа пастухов, который (народ) пас овец.
Всё, что они могли сказать, сам их язык - это язык овечьих пастухов.
Наш язык иной, возможно, избери Бог нас, мы бы рассказали историю иначе:-)

* Можно ли судить о Боге, исходя из того, что нам кажется благим в себе?
---
А мы иначе не можем. Приходится так и судить, но оговариваться, что это краешек правды.

Любовь-эрос... как ни забавно звучит - не случай ли это скотоложества в паре Пастух-стадо? ... мы имеем свидетельства о Боге народа пастухов, который (народ) пас овец.
---
у них есть "Песнь песней"
А про язык - "сто пудов", как Вы когда-то на что-то мне ответили :)

pабыл запаролиться. Наш разговор мне помогает.Спасибо.

  • 1