gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 276: Белорусский вариант 6 - переписка с Н.С.Поспеловой (1)

Моя корреспондентка совершенно неподражаема в эпистолярном жанре! Но читать надо до конца - разговор постепенно из официально сухого становится живым и значительно более проблемным...

ВР – НП
Глубокоуважаемая Наталья Станиславовна!
Хочу поблагодарить Вас за очень содержательную и полезную для меня беседу и за предоставленные Вами материалы, которые я со всем вниманием изучаю.
Есть у меня и еще одна просьба. Вспоминая наш разговор, я понял, что несколько вопросов так и остались не вполне выяснены. В основном они относятся к приемным семьям – эта форма в Беларуси явно более развита, чем в России, и более разумно организована. Был бы очень благодарен, если бы Вы ответили на эти вопросы. Вот они:
1.      Об усыновлении из приемных семей и с других форм семейного устройства. Насколько я понял из Ваших слов, такое усыновление возможно и бывает. Однако из данных статотчетности выяснить это мне не удалось, т.к. там в графе «выбытие из приемных семей» указаны цифры выбытия вместе на усыновление и в опекунские семьи; а в качестве источников усыновления – вместе приемные и опекунские семьи. В связи с этим вопрос: Включены ли дети, находящиеся в приемной семье и т.д. в Банк данных о детях, подлежащих усыновлению? Из данных статотчетности этого я опять- таки понять не смог. Всего сирот на конец 2013 - 23081 (31698 с обучающимися на гособеспечении), в госопеке 4902 (соотв. 12093), в семьях (без усыновления) - 18179. В БД на конец 2013 – 13604 чел., т.е. больше, чем в госопеке, но меньше,  чем всего.
2.      Если они не включены в БД, то как узнают о них потенциальные усыновители?
3.      Кто решает – отдать из приемной семьи, ДДСТ и т.п. ребенка на усыновление или не отдавать?
4.      Усыновляют ли приемные родители и родители-воспитатели ДДСТ своих воспитанников?
5.      На каком основании к семейному устройству относят детские деревни (городки)?
6.      Есть ли у приемных родителей и родителей-воспитателей отпуска? Есть ли профсоюз? Премирование?
7.      Осуществляются ли мониторинг и исследование разных форм семейного устройства, включая последующую семью воспитанников (мне знакомы такие исследования детей из фостерных семей в США)?
С уважением В.Рокитянский

НП – ВР
Добрый день, Владимир Ростиславович. Я обязательно отвечу на все Ваши вопросы, но чуть позже. Чтобы мне понять ход Ваших мыслей, укажите, пожалуйста, каким источником Вы пользуетесь, цитируя цифры? И еще вопрос  . Знаете ли Вы, что как и в РФ, в РБ существует ДВА БАНКА ДАННЫХ
1.  общий, где представлены ВСЕ ДЕТИ, оставшиеся без попечения родителей и сироты.
2. банк данных ПОДЛЕЖАЩИХ усыновлению (он меньший по объему, что и понятно. Ребенок  может быть учтен в общем банке как оставшийся без попечения родителей, т.к.  мама ребенка умерла, а папа осужден к длительному сроку заключения. и Поэтому такой ребенок не подлежит усыновлению  т.е. он не будет учтен в банке данных подлежащих усыновлению.
С уважением, Поспелова НС

НП – ВР
Доброе утро, Владимир Ростиславович! спешу ответить на Ваши вопросы, не дождавшись ответа от Вас на мой предыдущий месседж. :)
Ответы я вставила в текст Ваших вопросов, чтобы не пропустить чего-то важного. Я посвятила Вам также очередной "опус" в своем блоге на нашем сайте центра усыновления. Если у Вас будет время и интерес – спустя пару дней Вы сможете его прочитать. С глубоким уважением, Поспелова Н.С.
Вот эти ответы (мои вопросы прямым, ответы – курсивом):
1.  Об усыновлении из приемных семей и с других форм семейного устройства. Насколько я понял из Ваших слов, такое усыновление возможно и бывает. Однако из данных статотчетности выяснить это мне не удалось, т.к. там в графе «выбытие из приемных семей» указаны цифры выбытия вместе на усыновление и в опекунские семьи; а в качестве источников усыновления – вместе приемные и опекунские семьи. В связи с этим вопрос: Включены ли дети, находящиеся в приемной семье и т.д. в Банк данных о детях, подлежащих усыновлению?

Правовая основа внесения детей, воспитывающихся на семейных формах воспитания, в Республиканский банк данных  об усыновлении детей, содержится  в ст. 117 Кодекса РБ о браке и семье. Вот цитата «Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает их устройство на воспитание в семью. При невозможности передать ребенка на воспитание в семью родственников орган опеки и попечительства направляет сведения о ребенке, подлежащем усыновлению, по истечении месячного срока в учреждение «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» (далее – Национальный центр усыновления).
Национальный центр усыновления вносит указанные сведения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, на централизованный учет в республиканский банк данных об усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организует их устройство на воспитание в семью граждан Республики Беларусь».
        Как следует из этой нормы, учету по усыновлению не подлежат лишь дети, переданные на воспитание в семьи РОДСТВЕННИКОВ (речь, как правило, идет о родственных опекунских семьях). Все остальные дети, переданные на воспитание в СЕМЬИ НЕРОДСТВЕННИКОВ, подлежат учету по усыновлению.
По данным 2013 года из общего числа усыновленных белорусскими семьями 551 ребенок, 171 ребенок был усыновлен из приемных семей и ДДСТ, т.е. – из семейных форм. Вопросу технологии обеспечения привязанностей при передаче ребенка из приемной семьи – в усыновительную, - посвящена «зелененькая брошюра», которая так и называется «Усыновление ребенка из приемной семьи».
Главная идея заключается в том, что с уходом от институциональных (учрежденческих) форм воспитания детей ВСЕ СЛУЧАИ усыновления будут усыновлением из семей. Это просто реальность такая, с которой надо примириться и перестать педалировать тему «он привык», «мы полюбили друг друга» и т.п. Противостояние и противодействие приемных родителей процессу усыновления или процессу возвращения в родные семьи мы квалифицируем как несоответствие занимаемым должностям, следование и пестование СВОИМ амбициям (взрослый привык, он привязался) – никто не спорит! НО во имя постоянного жизнеустройства он должен сгладить, корректно передать ребенка из своих заботливых рук в другие заботливые руки (усыновителям). Травматичен ведь не столько РАЗРЫВ привязанностей, сколько НЕОБЪЯСНЕННЫЙ разрыв привязанностей, конфликт лояльности, когда ребенок стоит перед выбором – какую семью выбрать и какой семье быть верным.
Из данных статотчетности этого я опять- таки понять не смог. Всего сирот на конец 2013 - 23081 (31698 с обучающимися на гособеспечении), в госопеке 4902 (соотв. 12093), в семьях (без усыновления) - 18179. В БД на конец 2013 – 13604 чел., т.е. больше, чем в госопеке, но меньше,  чем всего. Здесь все правильно, если учесть, что оставшийся без попечения родителей может не подлежать усыновлению по правовым причинам.  Подлежат усыновлению (по состоянию на конец 2013 года 13 604. ВСЕГО несовершеннолетних группы ОБПР (оставш. Без попечения родителей) 23081. ОТНИМИТЕ ОТ ЭТОГО ЧИСЛА РОДСТВЕННУЮ ОПЕКУ (ее почти 10 000). ВОТ ВАМ И ЕМКОСТЬ банка данных детей, подлежащих усыновлению (13 604 ребенка).  Напоминаю, что дети, интегрированные в семьи РОДСТВЕННИКОВ, не подлежат УЧЕТУ по усыновлению.
2.      Если они не включены в БД, то как узнают о них потенциальные усыновители? Убедила ли я Вас, что ВСЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ УСЫНОВЛЕНИЮ доступны вниманию потенциальных усыновителей? Если у Вас остались вопросы – готова пояснять!
3.      Кто решает – отдать из приемной семьи, ДДСТ и т.п. ребенка на усыновление или не отдавать? Как и во всех странах мира (кроме Сомали и Гватемалы) это решает СУД.
4.      Усыновляют ли приемные родители и родители-воспитатели ДДСТ своих воспитанников? Это встречается все реже и реже. Сразу, когда только внедрялись эти формы, люди рассматривали их как возможность «присмотреться», приглядеться, подобрать себе ребенка… для усыновления. Но с развитием именно профессиональной парадигмы приемной семьи и ДДСТ такие случаи становятся все реже, но есть. Никто не против: «полюбили – женитесь!», т.е. усыновляйтесь и живите одной семьей. Главное, чтобы это усыновление не было по формуле «я тебя откормила и никому не отдам». Хотя на практике всяко бывает, вы же понимаете, сколько людей, столько и мнений. По решениям суда вижу, что из 171 усыновленного из приемной семьи и ДДСТ в прошлом году порядка 15-18% были усыновлены самими же приемными родителями. Но, повторюсь, такое все реже и реже.
5.      На каком основании к семейному устройству относят детские деревни (городки)? Думаю, по принципу постоянства и несменяемости родителей-воспитателей, возглавляющих семью, включенную в конгломерат детской деревни или городка. В детдоме то как? Отработала смену – пошла домой спать, тебя другой воспитатель подменяет… А в детской деревне взрослые живут с детьми постоянно в течение почти года (кроме каникул, когда дети на отдых, а взрослые – в отпуск)

6.      Есть ли у приемных родителей и родителей-воспитателей отпуска? Да. Отпуск  у приемных родиьтелей и родителей-воспитателей составляет как у всех педагогов 56 дней. Есть ли профсоюз? Отдельного профсоюза нет, так как нет профсоюза учителей математики, или профсоюза воспитателей групп продленного дня
J. Приемные родители входят в профсоюз работников образования и науки, он у нас общий. Премирование? А как же! В отделах образования разработаны коллективные договора, положения о премировании, в РОО они на стендах возле отделов кадров висят J Кстати, одним из оснований к стимулированию и поощрению является …
- передача ребенка на усыновление
- передача ребенка в родную семью (восстановление связей с родной семьей)
= участие детей и взрослых  в каких-либо конкурсах, состязаниях, соревнованиях, акциях . Сейчас у нас идет конкурс СЕМЬЯ ГОДА. Недавно был конкурс на лучший приусадебный участок приемной семьи (в Солигорском районе). Среди призов – поездка в Питер с детьми, холодильник и телевизор. Семьи очень старались! А какую красотень на своих участках навели!!! Местные киношники даже документальный фильм сняли! 
7.      Осуществляются ли мониторинг и исследование разных форм семейного устройства, включая последующую семью воспитанников (мне знакомы такие исследования детей из фостерных семей в США)?
http://child.edu.by/main.aspx?guid=3193   Вот по этой ссылке можно почитать данные СТРАНОВОГО  мониторинга положения детей в разных типах замещающих семей. Это материалы 2008-2009 годов. 
Сейчас идет научная тема, которую реализует БГУ и наш центр, она называется «Исследование особенностей социально-психологической адаптации детей и родителей в семьях усыновителей с учетом типологии семей и разработка модели комплексного сопровождения семей усыновителей», завершение работы – 2015 год, Материалы более чем подробные будут. Также сейчас работаем в педуниверситетом над темой «Разработать научно-методическое обеспечение деятельности специалистов, осуществляющих сопровождение профессиональных замещающих семей, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа». Также обещаю интересные материалы!
В нашей ежемесячной газете «ДОМОЙ!» есть рубрика, она называется «ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ». В ней размещаются авторские материалы выпускников приемных семей и ДДСТ – как выросли, как на ноги встали, как получили образование и решили соц.вопросы… фото, рассказы о своих семьях…. Общем, как-то так. Желаю Вам успехов в нелегкой Вашей работе. Я по-прежнему против интернатов J

НП – ВР
Удачной поездки в Дивин, Владимир Ростиславич! Надеюсь, после прочтения моих ответов на Ваши вопросы, все прояснилось? Если у Вас остались еще какие-то сомнения или вопросы - буду рада помочь. С уважением, Поспелова НС

Продолжение следует

Subscribe

  • Превратим Россию в страну музыкантов

    Жена моя, Татьяна учила всю жизнь детей музыке и даже создала свою программу музыкального воспитания, назвав ее революционно: "Каждый ребенок -…

  • взамен иезуитства

    В связи с текущими педагогическими исканиями вспомнил про иезуитскую педагогику. Я писал о ней когда-то, когда детдомами занимался. Вот здесь,…

  • как педагогу работать с маленькими детьми

    Думаю, и с инфантильными взрослыми может пригодиться. Это рассказ Николая Гарбара о том, как он занимается фортепиано с семилетней девочкой. (Коля у…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments