gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Читаю Иоанна Дамаскина 4

Перечни Божественных характеристик я всегда раньше пробегал глазами примерно так же, как бесконечные библейские родословия - монотонно и ничего уму не говорит. Но вот если задержаться...
Бог... вечен, присносущен... (Точное изложение... 1.2).
В греческом αιωνιος τε και αιδιος. Словарь Лидделла-Скотта дает tternal и everlasting со ссылкой на комментаорий Олимпиодора к "Метеорологике" Аристотеля, где "вечное" толкуется как лишенное времени, прошлого и будущего, целиком пребывающее ныне, а "присносущее" - как всегда (в прошлом, настоящем и будущем) постоянно сущее. Первое, по Олимпиодору, надлежит говорить о Боге, второе - о природе.
Сведущий человек указал мне на то, что это различение обсуждалось Боэцием. Действительно, Стэнфордская философская энциклопедия рассказывает об этом и о том, как вопрос о двух смыслах или родах вечности обсуждался в Средние века и позднее, до наших времен (http://plato.stanford.edu/entries/eternity/).
В логические тонкости я вникать поленился, но различение видится полезным.
Собственно, Бог, конечно же, вечен в смысле именно надвременности, как Творец и времени тоже. Но Он и присносущ в том смысле, что, смотря из времени, мы всегда имеем Его своим современником.
Для нас же это различие важно потому, что указывает нам на искомое - вечность, но отнюдь не присносущие во времени.
Tags: Бог, Иоанн Дамаскин, вечность, присносущие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments