Детдому весной следующего года будет 55 лет, точнее учреждению. Раньше это была школа-интернат, с 2009 года детский дом, дети учатся в общей школе. (О сравнительных достоинствах двух этих форм – любопытно в нашем разговоре с директором).
Директор – Вера Петровна Пикуля. Жалко, что против солнца не получилась фотка: эффектная дама, живое лицо, энергичная, выразительная речь… Таня отметила, что вообще это особая порода – женщины-директора, в них материнская доброта соединены с генеральским характером. Забегая вперед – на вопрос, довольна ли своим персоналом, В.П. категорично: Да, полностью. Я считаю, что работник хорош, если понимает меня с полувзгляда. Когда нужны слова, лучше расстаться…
76 детей, от дошкольников до 18 лет. Здоровые, без ОПФР. – Все у меня красивые, все улыбаются.
В.П. здесь с 1990 года, со студенческой скамьи. Окончила могилевский пединститут, истфак. Пришли сюда вместе с мужем, он – директор школы. – О, так это здорово, тандем такой! – Для детей хорошо, а мне не очень. Дома каждый вечер педсовет.
Кажется, главный конёк – развитая форма гостевания. Все дети летом – по семьям, здесь или в Кобрине (или в Италии, куда вообще из Беларуси часто сирот в гости отправляют). Детям хорошо – другой образ жизни и, конечно, опыт семьи. И нам хорошо – ремонт без детей делать (сейчас он как раз идет).
Спрашиваю про семейное устройство. – Берут. И усыновляют, и в приемные семьи берут. 7 лет тому назад бум был. Но знаете, первое время брали в основном те, у кого дети прежде гостили. Они привыкли друг у другу, и все было хорошо, возвратов не было. Эти дети, выросшие уже, и сейчас навещают… А потом стало хуже, пошли возвраты, когда ребенок, которого маленьким взяли, подрастает и с ним трудно становится.
В.П. целиком за семейное устройство, все формы, но считает, что дело еще не налажено. Приемные семьи не готовы, мало кто занимается воспитанием. Подготовка недостаточная и контроль слаб – некому, один специалист по охране детства на райотдел образования. – Не вижу я, чтобы там, в семьях, дети лучше развивались, а должны бы. Что-то не здесь доработали…
За 5 лет из детдома отдали в семьи 159 детей – на разные формы, включая ДДСТ и детские городки. Следят за их судьбой.
В самом доме дети живут квартирами.
Школа – 11-летка. Большинство доучиваются до 9-го класса и идут в училища. Оставаться в старшие классы не принуждают и не уговаривают, наоборот, оставляют тех, кто готов серьезно учиться. В этом году из 9-ти детей четверо остаются, остальные уходят в училища.
За судьбой поступивших учиться следят. Еще дома закрепляется куратор, следит, чтобы все документы были оформлены, провожает, если нужно, навещает на каникулах. – А я заранее ищу спонсоров, чтобы каждому денег дать на первое время, купить себе все необходимое – кеды, майки, трусы, тетради… И на булочку чтобы карманные деньги были, когда еще стипендия будет.
Трудовое воспитание. В принципе, мы здесь оказались полными единомышленниками. В.П. и начала и закончила обсуждение этой темы фразой: Дети должны трудиться!
Но как это организовать? Сейчас, как и почти везде в России, это – самообслуживание, уборка и т.п. Когда-то был приусадебный участок, сейчас нет. В учебное время не получается. Когда был интернат, своя школа, можно было снять с урока на 15 минут на прополку, например. А сейчас дети утром рано в школу, возвращаются в пятом часу. Летом? В совхозе? Раньше запросто, поехали-поработали в охотку. А сейчас надо заключать договор, куча сложностей – овчинка выделки не стоит. – Почему бы на одном из предприятий дивинских летом не поработать? – А что я после рабочего дня с ними делать буду? Столовую, воспитателей для них держать?
Свиней если держать, то сдавать в заготконтору. А вот если бы – В.П. загорается – они бы видели и то, как их забивают, и девочки кишки бы разбирали, и сами бы колбасу «пальцем пиханую» делали… вот было бы трудовое воспитание!
(Белорусская, «пальцем пиханая» и не только, колбаса – это класс! Пробовали и с собой привезли дарить).
Спрашиваю о неудачных судьбах. Попадают ли в тюрьмы? Ответ откровенный: всяко бывает, но единицы. Девочки часто попадаются, рожают ни весть от кого. Но в самом детском доме, слава Богу, ничего такого не было, абортами заниматься не приходилось. Первая любовь, это есть, но в рамках. – Семьи создают? – Да, конечно. Многие здесь же, в Дивине и дружат, и женятся. Бывают неудачи. Рассказывает про девочку, вышедшую замуж за непутевого. Родила одного, потом другого, а он ездит в Россию на заработки, а все заработанное пропивает. Взяла ее нянечкой на работу, чтобы поддержать.
И еще о персонале. Две категории и работников у В.П. любимые – молодежь за инициативность, открытость новому, изобретательность, и пенсионеры – за надежность и безотказность, всё сделают, обо всем позаботятся, никогда не сошлются на то, что переработали. – Мы ведь всё сами делаем – красим, мажем, штукатурим… И всё женщины, мужчин-то почти нет.
– А идет сюда молодежь? – Раньше охотно шли, до всех этих речей о реорганизации, до того, как президент объявил, что к 2015 году закроют детские дома. Сейчас я сама боюсь брать молодежь, куда они, если что, пойдут, предпочитаю держать пенсионеров…
Ну и под конец любопытный рассказ-иллюстрация воспитательных взглядов В.П. Привезли новеньких. – А они ведь все разные – кто робкий, а кто, сразу видно, с характером. Вот малыш (не расслышать в записи возраст, думаю, лет 8-9). Восьмиклассник по поручению воспитателя созывает всех на «подготовку» (уроки готовить). Малыш задержался. Старший ему: А тебе сколько раз повторять? Ну-ка быстро на подготовку! А тот тихо в ответ: Ты мною командовать не будешь.
Мне, говорит В.П., воспитательница рассказала, я его зауважала. Мужчина будет.
Фотографий интересных не получилось - детей нет, а в доме ремонт, да и нет там красот особенных.
Вот церковь снял местную. Они почти все у них такого вот цвета. Хорошего.