gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

о международном праве в новой реальности

В нашей переписке с Константином Маркешиным мы вышли на проблему, которую я считаю необычайно важной, ключевой для понимания происходящего. Там, в комментариях она не была никем практически замечена, обсуждение свелось к взаимным обвинениям, которые иррелевантны поставленной проблеме независимо от своей справедливости или несправедливости. Поэтому для ее обсуждения создано сообщество - "Новый мировой порядок" (pax_mundi).
Повторю содержание проблемы. Основой мирового порядка долгое время считались принципы государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Эти принципы нарушались, но в основном всегда было ясно, кто и в чем их нарушил; такие действия квалифицировались как агрессия, действия предосудительные. Однако за последние несколько десятилетий произошли изменения, нарушившие четкость картины и сделавшие само обсуждение действий на мировой арене непродуктивным, не оставляющим возможности достижения согласия. Эти изменения суть: 1) прецеденты вмешательства (в том числе военного) международного сообщества или его частей в дела стран, где происходит нечто нетерпимое, например, действия властей, квалифицируемые как геноцид или массовые нарушения прав человека, и 2) развитие и все большее значение таких форм влияния на ход событий в мире, которые не связаны с применением военной силы, но достигают не меньших результатов. В этих случаях говорят о "мягкой силе" (soft power) или нетрадиционных формах войны - финансовой, информационной, консциентальной... (см. об этом, например, в блоге Юрия Громыко). Проблемность этой проблемы с точки зрения основы всякого права, справедливости, в том, что богатое и сильное государство, такое, например, как США, может и не прибегая к военной силе нанести огромный ущерб другой стране, у которой нет возможностей защищаться теми же средствами и она в каком-то смысле вынуждена ради самосохранения обороняться по старинке, силой, иногда и действуя жестоко. Та же проблема, на мой взгляд, может лежать и в основе терроризма, оружия слабых. А для полной наглядности сошлюсь на бытовую ситуацию, когда не выдержавший изощренных унижений человек, не умеющий ответить тем же, бросается на обидчика с кулаками.
Это - про то, как понимать некоторые современные реалии. Но можно подумать и о том, как восстановить справедливость и привести право и правила в соответствии с нею. Скажем, запретить на международном уровне информационную и финансовую поддержку оппозиции в другой стране или придать ей процедурно прозрачные формы...
Словом, есть что обдумывать и обсуждать.
Tags: право
Subscribe

  • Was ist Philosophieren?

    Что нам следует делать? Кто мы есть? Почему мы должны быть? Что есть сущее? Почему свершается бытие? Из этих вопросов снизу вверх в их единстве…

  • Диалог языка с языком

    В чем основная трудность перевода поэтической речи — и речи таких философов, как Хайдеггер? Нужно услышать и передать на своем языке не только…

  • Хайдеггер о своем не-христианстве

    Я не христианин, причем только потому, что не могу им быть. Я не могу им быть, потому что, выражаясь христианским языком, не имею благодати. У меня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments

  • Was ist Philosophieren?

    Что нам следует делать? Кто мы есть? Почему мы должны быть? Что есть сущее? Почему свершается бытие? Из этих вопросов снизу вверх в их единстве…

  • Диалог языка с языком

    В чем основная трудность перевода поэтической речи — и речи таких философов, как Хайдеггер? Нужно услышать и передать на своем языке не только…

  • Хайдеггер о своем не-христианстве

    Я не христианин, причем только потому, что не могу им быть. Я не могу им быть, потому что, выражаясь христианским языком, не имею благодати. У меня…