gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 269: Белорусский вариант 1 (профилактика социального сиротства)

Итак, встречался я с сиротским руководством Беларуси. Хорошо поговорили.
Первая из моих собеседниц – Головнева Елена Васильевна, зам. начальника Управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования и науки Республики Беларусь. Разговор с нею строился вокруг Декрета №18 и его результатов. Кроме разговора, я получил две большого формата брошюры со статистической отчетностью, выпущенные Главным информационно-аналитическим центром министерства в этом году, - одна по проблемам социального сиротства в целом за 1993-2013 годы, другая – специально о «частной опеке», т.е. семейном устройстве.
Что я узнал из разговора и статистики?
Декрет 18 был принят в ноябре 2006 года, его основная цель – профилактика социального сиротства. И готовили его все причастные, от которых что-то в этом плане может зависеть, «субъекты профилактики», как их назвала Е.В. – Минюст, МВД, Министерство труда и социальной защиты, Минздрав и Министерства образования. И они же, 18 июля 2008 г. утвердили Инструкцию о порядке взаимодействия при выполнении Декрета. На всех уровнях, от местного до республиканского, созданы координационные советы из представителей всех этих ведомств под началом территориального руководителя соответствующего уровня. А перед президентом ежегодно отчитываются министры.
По Декрету, как я уже писал, материальная ответственность за государственное содержание детей возлагается на родителей. Так вот, каждое ведомство ведает своим: юстиция определяет взыскателя, судебное решение спускается в милицию (УВД) для исполнения, органы занятости подыскивают неработающим работу, а здравоохранители определяют, кого нужно, на лечение или при наличии оснований смягчают требования (указ, говорит Е.А., в применении гибок).
Для помощи детям и семьям существует система социально-педагогических центров (СПЦ). Это аналог наших СРЦ, но, похоже, с более широким кругом функций. По Положению о социально-педагогическом учреждении (более широкое понятие), СПЦ:
«– организует и координирует работу учреждений образования по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, по социально-педагогической и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, имеющих проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации;
– оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации;
– разрабатывает и реализует комплексные программы помощи различным категориям несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства;
– координирует деятельность педагогов социальных и педагогов-психологов учреждений образования по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями;
– разрабатывает и распространяет технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
– организует занятость (труд, свободное время) и временное проживание на государственном обеспечении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
– проводит консультирование, в том числе анонимное и по телефону, несовершеннолетних, их родителей с целью поиска решения сложных жизненных ситуаций, профилактики насилия над несовершеннолетними;
– осуществляет поиск, подбор и подготовку семей, принимающих на воспитание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, готовит несовершеннолетних к переходу на воспитание в семьи, в том числе воспитанников детских интернатных учреждений;
– осуществляет социальный патронат несовершеннолетних».
В этом тексте говорится о детях и семьях, «находящихся в социально опасном положении». Это – иное, чем дети, «нуждающиеся в государственной защите» (насколько я знаю, в России такого различения на уровне законодательства нету). С семьями в «опасном положении» работают, чтобы их сохранить. В документах четко прописаны основания для причисления семей и детей к каждой из этих категорий и принципы работы с каждой.
Помог ли декрет и работа по его применению в профилактике социального сиротства? Статистика говорит, что помог и существенно. Вот цифры.
За период действия Декрета 152769 детей были признаны находящимися в социально опасном положении, из них снято с учета в связи с нормализацией ситуации в семье 66,4%. Признаны нуждающимися в государственной защите и отобраны у семей за тот же период 28443 ребенка, но и из них 58,9% по решению комиссий по делам несовершеннолетних возвращены в семьи, где дела наладились. Есть регионы, где практически не осталось лишенных родительских прав, 1-2 человека.
Нет сейчас под рукой российской статистики, но по памяти наши цифры несравнимо хуже.
Мы говорили и о семейных формах устройства, и о детдомах, и о деинституционализации, которая и у них на самом верху поставлена государственной задачей, но об этом подробнее в следующих постах.
Subscribe

  • Не понимаю!

    В чтении Лобачевского запнулся на вот этом месте: "Сумма углов прямолинейного треугольника не может быть > π; напротив, сумма углов…

  • (no subject)

    Читаю Лобачевского "О началах геометрии" - наслаждение! Во-первых, подзабытый уже в чтении гуманитарного вкус строгости. Во-вторых,…

  • о развитии вкуса

    Давно как-то сформулировал (и писал, наверно, об этом, не помню), что вкус - эстетитческий - и совесть (нравственный вкус) развиваются в опыте…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments