Top.Mail.Ru
? ?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
Будь таким как я хочу 5 (СИРОТЫ 268)
просыпаюсь лицо
gignomai
Публикуя переписку, я обычно норовлю закончить постинг своим ответом. Но на этот раз я ответить не готов, надо еще подумать, а хочется поделиться очень интересным письмом КМ, особенно его выводом о коллективном воспитании. Вот оно:

КМ - ВР
Добрый день,  Владимир Ростиславич. Во-первых, я хотел бы сразу ответить (ответить ли?) на Ваше последнее возражение - про структуры смысла, которые, как мы с Вами согласились, существуют в ситуациях. Чего? - вот вопрос. Стандартный ответ: в ситуациях обучения и воспитания. А может ли быть вообще такая ситуация - воспитания? Мне кажется, ситуации воспитания быть не может, может быть ситуация обучения. И строить весь процесс (обучения) как ряд ситуаций, последовательно переходящих друг в друга, - наверное, можно, но крайне сложно, и по-моему, через ряд проблемных ситуаций строят обучение только в школе Давыдова (Громыко) - и то, пока пытаются только. Может ли быть воспитание в ситуации? Я думаю, это ещё сложное и удаётся чисто случайно: посмотрите ту дискуссию, которую я Вам уже цитировал, там очень интересный пример, ведь что доказывает ГП? Он приводит пример своего воспитания своими родителями и конфликты на почве  бессмысленности для воспитуемого прививаемых ему норм (парадигматики), потом воспитание своего сына - и те же самые конфликты, объясняя их как закономерные благодаря тому, что в парадигматике смысла нет и быть не может, а потом он приводит, кажется, пример из детства Н. Г. Алексеева с воспитанием его матерью, которая , мне так кажется, чисто на смысловом уровне решила одну из задач именно воспитания, но это пример вроде бы как пример исключения, подтверждающего правило: т.е. ГП хотел сказать, что да , возможно воспитание на основе смысла, и даже такие шаги намного сильнее обычного "надо делать так безо всяких почему?" но очень проблематично. Посмотрите, пожалуйста (стр.757), так ли я понял суть этого примера? Теперь второе. Вчера, когда я отправил Вам письмо, мне пришла мысль очень простая и категорическая. Я думаю так. Воспитание (это продолжение предыдущего )  как самых общий процесс возможно только через самую общую организацию жизни, куда, разумеется, входит и обучение, но как подчинённый процесс. Именно в этом суть иезуитского воспитания : там ведь именно воспитание  -  главное, и всё подчинено ему. Т.е. воспитывать (цитирую ГП о Макаренко) отдельного человека, "личность" наших либеральных педагогов, бессмысленно, так как невозможно, нужно воспитывать коллектив, т.е. организовывать его  и управлять его развитием, что и понял гениальный Макаренко. Поэтому в массовой школе, которая не в состоянии организовать весь строй жизни  учащихся: от подъёма  до отбоя - воспитывать невозможно, и наши школы могут только заниматься обучением, пытаясь только создать условия в надежде на то, что кто-нибудь всё-таки будет развиваться в нормальном направлении. Ставить воспитание главной целью могут только учебные заведения закрытого типа: детские дома, интернаты, колонии, спецшколы, суворовские училища, иезуитские колледжи и т.д. Всё остальное  - наш самообман, и дело даже не в некомпетентности учителей.
Пример Ваш из "Древнего патерика" прекрасен и точно отражает ситуацию в современном массовом образовании. Действительно, безумие.
 С уважением, Константин Маркешин