gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Будь таким, как я хочу 4 (СИРОТЫ 266)

Получил отклик извне жж, от Константина Маркешина:

КМ - ВР
Добрый вечер, Владимир Ростиславич. Прочитал сейчас в Вашем журнале замечательную дискуссию с Зарецким, дьявольски интересно, спасибо. Показательно и то, что она не закончена, поэтому я, как, думаю, и многие Ваши читатели, буду ждать продолжения с нетерпением. Пишу Вам на этот счёт ещё и потому, что тема-то, как Вы помните, для меня, что называется, животрепещущая, и не откликнуться на неё - выше моих сил. Начну с того, что, во-первых, сама формулировка таким образом - архиправильная ( как любил говаривать некий всем известный диалектик и исторический материалист)  - потому что только так, в резком противопоставлении, возможно  знание, "ибо наша душа мыслит всякое знание как два эйдоса" (уже другой диалектик, не материалист точно - Платон, цитирую по замечательной книге Родина)*. А Вы, уж извините, так прекрасно сформулировав существо педагогических споров в истории педагогики, тут же выбираете серую середину, когда отмечаете, что это две крайности, между которыми находится истина (я-то ожидал только одного - однозначного выбора в пользу иезуитов, потому и удивился). Тут ещё и такой аргумент, помимо собственно методологических знаний, которые для нас (вот, кстати, и предметная привязка Алексеева, оживляющая схемы при их переносе) позволяют сопоставлять две разные исторические формы педагогического воздействия, понимать их и анализировать,  -  как их конечный результат: чего добивались иезуиты и чего добился Лев Николаевич. Насколько мне известно, выпускники школ Льва Николаевича в большинстве случаев плохо кончали, либо становясь террористами и попадая на каторгу , либо просто банально спиваясь, и вспоминали они, как , впрочем, и дети Толстого, о Льве Николаевиче крайне плохо. Вот Вам и свободное развитие личности. В то время как жёсткая педагогика (прелестно Вы её охарактеризовали в кратком своём обзоре!) давали как раз совсем иной результат - высокоразвитые и свободные (вплоть до безбожников) личности, составлявшие суть того, что под этим словом понимается и ценится европейской культурой: от Декарта до Джеймса Джойса, от Богдана Хмельницкого - до Вольтера.
Во-вторых, хотел бы ещё заметить Вам (простите за менторский тон!), что полностью согласен с Вашим последним, шестым пунктом в последнем письме, там, где про "практический разум", но считаю, что здесь неправильно расставлены акценты: это замечание не вскользь, а, что называется, в точку: Вы разрешили  этот спор, правда, не заметив этого. Поясню.
То, что Вы обозначаете как "иногда", на самом деле "всегда": А "практический разум" говорит мне вот что. Иногда, в сравнительно простых педагогических ситуациях не нужно никакого сотрудничества, только прямое действие, вплоть до насилия: чистить зубы надо, красть нельзя - без обсуждения.
Ведь здесь очень серьёзная вещь, перечёркивающая все и, пусть и красивые, идеи "педагогики сотрудничества". Почему? Педагогика сотрудничества держится на ряде фикций, таких как "понимание", "взаимопонимание" и т.д., а это, мне кажется, говоря методологически, структуры смысла. А в воспитании смысл не нужен, потому что он (смысл) существует в ситуациях, т.е. в "синтагматике", а воспитание - это работа с парадигматикой, и, как говорил ГП, "понять парадигматику нельзя. Значения надо знать. Когда мы их заучили и знаем, нам дают аттестат зрелости и выпускают в мир: дальше делайте свои ошибки и набивайте себе шишки." Это я цитирую стенограмму превосходной дискуссии из книги "Мышление. Понимание. Рефлексия" стр.754 -757, так там ГП, вспоминая, кстати, в качестве контрпримера иного варианта педагогического действия историю из детства Н. Алексеева, более резко очерчивает этот вопрос**. Т.е. смысл не нужен не только в простых, по-вашему, ситуациях, он не нужен и вообще. Смысл будет зависеть от "конструкций значений", которые приобретаются человеком во время воспитания, от того, какая у тебя "парадигматика". А если никакая? То такой, думаю, и будет смысл, как у воспитанников руссоиста Льва Николаевича.
С уважением, Константин Маркешин


* А.В.Родин. Математика Эвклида в свете философии Платона и Аристотеля. 2003
** История такая. Маленький Никита принес со двора матерщину. Мать, воспитывавшая его одна, сказала: «Сынок, мы – дворяне, нам нельзя так говорить». Соблюдал всю жизнь.


ВР - КМ
Доброе утро, Костя. Да-да, и мне, и Зарецкому, и всем, кто понимает :), интересно то, как идет разговор: важное зацеплено.
В ответ на Ваши замечания у меня отчасти возражение, а отчасти благодарность за возможность сделать еще один шаг-различение. По результату я бы судить не торопился, там всегда есть привходящие обстоятельства и т.д. - надо смотреть, что именно определило результат.
А вот Ваше напоминание про парадигматику и синтагматику - в точку. Но я какой вывод делаю? Что в нашем с Зарецким обсуждении они, парадигмы и синтагмы, "что" и "как", не разделены четко. Не может быть никакого "сотрудничества" в предмете научения. Не имеешь, чему научить - не берись. Я тут вспоминаю, от Шифферса узнанное высказывание из "Древнего патерика": "Душа, подвизающаяся по Богу, должна или с верою учиться тому, чего не знает, или ясно учить тому, что знает. Если она не хочет исполнять ни того, ни другого, то она страдает безумием". А вот в ситуациях воспитания и обучения действия участников - и учащих (помогающих), и учащихся направляются смысловыми структурами (Вы сами это пишете), а значит, там вполне возможны и сотрудничество и взаимопонимание. Строго говоря, даже в самых простых случаях, вроде чистки зубов, ни на йоту не уступая в парадигме, можно строить обучение по-разному... Разве не так?
Этот шаг, думаю, задним числом оправдывает и переход от крайностей к "серой середине" - на полюсах естественно склеиваются парадигматика и синтагматика, а здесь, где работает, в частности, Зарецкий (и ведь, правда, замечательно работает), разведение становится необходимым.
ВР
ПС. Джойс-то (думаю, и не он один) с отвращением вспоминал некоторые черты "синтагматики" у иезуитов.

Tags: ММК, иезуиты, насилие, педагогика
Subscribe

  • Превратим Россию в страну музыкантов

    Жена моя, Татьяна учила всю жизнь детей музыке и даже создала свою программу музыкального воспитания, назвав ее революционно: "Каждый ребенок -…

  • взамен иезуитства

    В связи с текущими педагогическими исканиями вспомнил про иезуитскую педагогику. Я писал о ней когда-то, когда детдомами занимался. Вот здесь,…

  • как педагогу работать с маленькими детьми

    Думаю, и с инфантильными взрослыми может пригодиться. Это рассказ Николая Гарбара о том, как он занимается фортепиано с семилетней девочкой. (Коля у…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments