Top.Mail.Ru
? ?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
что такое смекалка? (СИРОТЫ 265)
аква 2
gignomai
Подбираю разнообразные задачки для диагностики.
И вот полно всяких задач, которые называют логическими, на сообразительность или на смекалку. Но вот что это за способность такая - смекалка. Такое впечатление, в этой категории смешаны разные "простые" способности, такие как внимание, воображение, понимание, выделение существенного. Простые - в том (тоже не слишком проясненном) смысле, что более-менее понятно, что нужно поменять, развить в человеке, чтобы эта способность возросла. Скажем, для внимания - не торопиться, задерживаться на деталях. А для воображения - уметь отвлекаться от привычного, самоочевидного. И т.д.
Вот несколько таких взятых из Сети задачек:

1. В ящике лежит 20 черных носков и 20 белых. Какое наименьшее количество носков надо достать из ящика, не глядя, чтобы обязательно получить пару носков одного цвета.
2. Имеется две бутыли на 5 и 3 литра. Как с их помощью отмерить ровно литр воды, без использования каких-либо других емкостей.
3. Летчик выпрыгнул из самолета без парашюта. Как он смог остаться невредимым после приземления на твердый грунт?
Ну и широко известная:
4. Человек должен перевезти волка, козу и капусту с одного берега реки на другой в лодке. Но в лодке помимо человека еще помещается только 1 персонаж. В присутствии человека никто никого не съедает, но если оставить одних волка и козу, то волк съедает козу, если оставить одних капусту и козу, то коза съест капусту. Как человеку перевезти всех трех персонажей и чтобы никто никого не съел?

Что тут за способности задействованы? Может быть, по нескольку на каждую?



  • 1
ну кстати любой ученый обязан обладать качествами необходимыми для решения таких задач, можно сказать что это способность к анализу, или умение расширять контекст задачи и выделять существенные моменты из более широкого контекста. Некоторые называют сию способность интуицией, мне думается что нужен опыт построения таких супер-контекстов (количество имеет не только максимум, но и минимум как в первой задаче; вычитание есть вычисление остатка при уменьшении некоего количества, а остатки можно комбинировать чтобы получить искомое число, как во второй задаче; вспомнить наиболее вероятные условия по высоте для мягкого приземления на твердый грунт, как в третьей задаче; лодка может возить грузы в обе стороны как в четвертой задаче) - при наличии некоторых математических способностей и (что не тривиально) - при способности при этом мыслить не-математически (для математиков особенно сложно)

Очень интересно, спасибо! Особенно про супер-контексты. Нужно еще будет подумать над тем, что это такое.

для меня наверное расширение контекста задачи - вспоминание всевозможных деталей и закономерностей, которые задействованы (или могут быть задействованы) для описания всего, что происходит или может происходить вокруг или в связи с процессом в задаче.

Но тут еще есть, кажется, и обобщение - представление данного случая как частного для более общей категории.

можно сказать что мы как бы прыгаем вверх, обобщаем, а потом прыгаем вниз в точке, которая приводит к решению.

Кстати, в научно- популярных выступлениях на тему "Лженаука и чушь собачья" использую вот такой ролик http://www.youtube.com/watch?v=5Vamlbz19K8
Задача- "найдите максимум неправильностей".
Детвора стабильно находит одну- две. Практически инвариантно к школе.
На самом деле невязок минимум четыре, конечно. А то и больше.

Спасибо, очень любопытно. Я, правда, по тупости или неграмотности только одну явную несообразность увидел - то, что на срезе белок с желтком различили.

Ну, тут целая серия, от простого к сложному:
- среди "экспертов" никто не является ни палеонтологом ни хотя бы биологом
- яйца в таком количестве не сохраняются в целом виде (ну, виртуальный эксперимент: положили бы летом яйцо на землю, что бы с ним стало, а?)
- для потенциальных технарей: яйца такого размеры нежизнеспособны (закон квадрата- куба), да и размер такой- как их снести, пардон?
- желток с белком, да
- породы явно свежие, не больше миллиона лет: потом получается песчаник поплотнее
Вывод: конкреции действительно аномального размера. Что- то интересное было для естественной истории, но никак не для палеонтологии :)


Мне кажется, общее свойство одно - готовность перебирать все возможные способы решения, а не только привычные. Нескованность мышления шаблоном. Можно сказать, свобода мышления.
Вроде, для этих задач ничего более сложного не надо.
Как и для задачи о четырёх треугольниках из шести спичек.
Наверное, эту готовность вполне можно тренировать.

В принципе, согласен: нешаблонность - главное. Но я не уверен, что простая инструкция: перебери все варианты, не только привычная решает дело. Нетривиальный вариант просто нейдет на ум и как это развить, не так уж ясно. Конечно, простой тренинг, решать много таких задач, полезен, но, видимо, нужна рефлексия: почему нетривиальный вариант не тривиален и не приходит на ум.

  • 1