gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

кто в каком мире живет

Я уже один раз пытался реконструировать онтологии, стоящими за разными позициями. По-моему, могу сейчас копнуть по-другому и поглубже. И сейчас не про Майдан, а про нынешний раскол в российском обществе.
Так вот. Есть проукраинская (название неточное, но понятно, о ком я) позиция-оппозиция (она же либеральная и т.д.).   И я утверждаю (недавно осознал со всей ясностью, в спорах, между прочим, с родной сестрой), что определяющий признак стоящей за этой позицией онтологической картины - отсутствие в ней такой реальности, как народ. Есть люди, есть группы людей, объединившихся по разным основаниям. Они составляют население. И есть правовые институты, в том числе такие, как государства и границы между государствами. Любить можно человека, но нельзя народ (хороший, кстати, критерий реальности - то, что можно любить). И отсюда - видение происходящего на Украине и вокруг нее. У меня в ушах звучат слова: "Что ты несёшь?! Украина - ДРУГАЯ СТРАНА! Какое право имеет Россия вмешиваться?" А еще раньше: "Они хотят в Евросоюз, в НАТО? Их право!" Ну там-то можно было бы задать вопрос: а кто они, которые хотят? Майдан не равен Украине. Но мне важна сейчас вот эта абсолютизация института границ.
И есть другая позиция, назовем ее "русской" - хотя суть онтологического различия, разумеется, не в национальной принадлежности. Для нее народ со своим языком, культурой, историей - это настоящая реальность, несмотря на очевидную неясность и некоторую изменчивость его границ, если проводить их по телам и душам людей. Украина в этой онтологии в первую очередь не другая страна, а часть еще недавно и очень-очень долго единой с нами страны с единой историей, в которой невозможно расплести русское и украинское, как хорошее, так и плохое. И в этой оптике легко видно, как тужатся украинские идеологи сконструировать единый украинский народ, возможно больше отличающийся от русского - и через украинизацию в школах, и через переписывание истории (в которой общие беды и преступления ускоренной индустриализации и коллективизации становятся геноцидом украинцев, устроенным москалями), и с помощью АТО. И Крым, и русские добровольцы на Юго-Востоке смотрятся по-другому.
Я не политик и не военный, и не знаю, как лучше действовать России, Путину, кому там еще в этой ситуации. Потому молчу о текущих событиях. Но слежу и думаю.
Если кому-то еще непонятно, то лично я считаю, вижу, думаю, что народ - это реальность. Но и право - реальность, и государственные границы тоже. По мне так эта реальность границ, суверенитетов - сравнительно малая и преходящая (вспомните, как рождалось украинское государство) в сравнении с огромной исторической реальностью народа. Но считаться с ней, учитывать ее надо. В том числе и для того, чтобы понимать, о чем кричит в твои уши оппонент.
Договариваться ведь как-то придется - не на уровне самой онтологии, а на уровне практических решений. И стоит удерживать в сознании сложную онтологию, из которой не вычеркнута ни одна из реальностей.
Tags: Украина, любовь, народ, спор
Subscribe

  • мамы всякие нужны... почти

    Такое впечатление, что обсуждающие вопрос о "вере и делах" под "делами" понимают только аскезу для укрощения плоти, ну может…

  • о 24-й проблеме Аристотеля

    Завис на пару дней над парадоксом концентрических колес. История эта начинается с Аристотеля. В его (или приписываемых ему) " Механических…

  • Методология в помощь богословию

    В продолжение поста об идолопоклонстве. В мыследеятельностной методологии различаются два вида работы - онтологическая и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • мамы всякие нужны... почти

    Такое впечатление, что обсуждающие вопрос о "вере и делах" под "делами" понимают только аскезу для укрощения плоти, ну может…

  • о 24-й проблеме Аристотеля

    Завис на пару дней над парадоксом концентрических колес. История эта начинается с Аристотеля. В его (или приписываемых ему) " Механических…

  • Методология в помощь богословию

    В продолжение поста об идолопоклонстве. В мыследеятельностной методологии различаются два вида работы - онтологическая и…