Интернат существует с 1962 года. Но таким, как сейчас, он стал в директорство Алексея Михайловича Аксёнова (далее: АМА), пришедшего сюда лет 20 тому назад.
Сейчас здесь 116 детей, 68 мальчиков и 48 девочек, и 36 учителей и воспитателей.
Материальная база и быт
Двухэтажное школьное здание, трехэтажный спальный корпус, столовая на 160 посадочных мест (школу и столовую вы видели), спортивный и актовый залы, мастерские для занятий техническим и обслуживающим трудом, складские помещения, парк автомобилей, медицинский блок, спортивный комплекс с хоккейной площадкой, бассейн, социальная гостиница.
«Мы в хорошем достатке живем. Много друзей. В некоторые учреждения вкладывать все равно что в песок – ничего не изменится. А здесь они видят, что всякая помощь идет в дело, на пользу детям» (АМА).
Друзья – это, например, предприниматель Евгений Тесленко, его фирма занимается кондиционерами и другой бытовой техникой. В разговоре: «Когда надо, всегда приходим на помощь». В этот день помощь состояла в том, что выпуск был ознаменован роскошным салютом.
Еще один друг – женщина (говорили уже за праздничным столом, имя не спросил), индивидуальный предприниматель, торгует продуктами. «Добрый он, ему хочется помогать». Продукты, из которых изготовлены праздничные блюда, как я понял, от нее.
А с любви к интернату и его директору фонда «Формула добра» начался мой рассказ.
Друзей АМА заводит везде.
Про столовую и «шведский стол» я тоже уже писал.
К тому, как дети едят, у АМА какой-то особый интерес, он даже организовывал и проводил Всероссийскую дискуссионную площадку по этой теме – «Значение питания в здоровье и поведении ребенка».
Впрочем, и вообще к быту, к его организованности и красоте. Тема кандидатской диссертации – «Организационно-педагогические условия социализации воспитанников школы-интерната».
И вот они эти организационно-педагогические условия. Спальни на два-три человека, у старших бывает и на одного. «Мебель подбирает сам Алексей Михайлович, девочкам – красную, шкафчики там всякие, мальчикам – зеленую или белую. Уголок с настольной лампой, где есть возможность уединиться» (АМЛ). О том, что такая возможность должна быть, говорил и АМА. Привел пример: Володя (из выпускников) – молчун, пишет хорошо, а так слова из него не вытянешь. Ему необходимо уединяться.
Отношения
В школе есть самоуправление. В каждом классе есть лидер, есть его заместитель и есть ответственные – за учебу, досуг, спорт. Лидеры и заместители от всех классов составляют Школьную Думу, в ней тоже сектора и распределение обязанностей. Дума, рассказывает АМЛ, пользуется авторитетом. К ней обращаются для разрешения трудных вопросов; пишут докладные – воспитанники, педагоги, – Дума разбирается и выносит решение.
Конкурсы всякие проводятся – «Герб школы», «На лучшую спальню и комнату отдыха», конкурсы рисунков и творческих работ. Законодательство: в Думе разрабатываются положения «О дежурстве», «О проведении дискотек», «О проведении дней здоровья»…
Праздники, календарь – вещь важная для всякой общины. Здесь празднуют Новый Год, Рождество, дни рождения, есть «осенние посиделки» и субботники…
Практикуется шефство старших над младшими.
Но высший авторитет, разумеется, директор. Он доступен для каждого, к нему можно подойти с вопросом или просьбой, а можно бросить записку в ящик доверия – щель в стенде о правах ребенка.
Но «все идет от АМ, от его доброты. Он за детей горой, и они его очень любят» (АМЛ). Да, видел, подтверждаю, что это так.
Хозяйство.
Как ярый сторонник трудового воспитания я, конечно, поинтересовался хозяйством. «В начале я пытался, ездил учиться к Католикову, получили даже приз на конкурсе его имени. Были у нас свиньи, куры.
– И…
– Потравили. АМА говорит об этом как бы и с пониманием: нет совсем места (это вам не Сафоново, вспоминаю я), рядом жилые дома. Картошку сажали. Это все не для прибыли, конечно, для воспитания. Сейчас основной труд – учеба, плюс самообслуживание. Места общего пользования, коридоры убирают уборщицы, а в спальнях – только сами. И АМЛ про самообслуживание: с 1-го класса приучаем, стирают носочки.
Есть и специальный Центр подготовки детей к самостоятельной жизни:
DSCN2793Flamber.ru
В нем мы с АМЛ и разговариваем. С пятого класса по 11-й раз в неделю здесь с воспитателем учатся готовить. Обсуждают меню, список продуктов, директор подписывает, и получают со склада. Чистят, моют овощи и т.д. Сервируют стол и вместе поедают. Здесь же празднуют дни рождения и принимают гостей. Здесь поили меня чаем на дорогу.
– Но самостоятельная жизнь – это ведь не только еду уметь готовить?
– Умеют с деньгами обращаться, учим их. У выпускников спрашиваем: как с деньгами. Всё нормально, говорят.
Карманных, конечно, немного – родственники привозят. Тратят, как хотят. (Но, вообще-то, это везде проблема, в Смоленске об этом много говорили: должны быть у старших карманные деньги).
Здоровье.
В целом, как я уже заметил во всех детских домах это и одна из главных проблем, и для здоровья много делается – медицина, спорт.
Дети приходят часто ослабленные. В Киреевском интернате хорошая медицина. Говорят, очень квалифицированный врач, по специализации отоларинголог. Есть своя стоматология. Ежегодная диспансеризация в Туле. Летом дети в лагерях отдыха, больные на курортах.
Много спорта. АМЛ показывает зал для хип-хопа.
DSCN2786Flamber.ru
Этот очень даже спортивный танец пользуется среди детей огромной популярностью. Заразил всех один из выпускников. Он начал заниматься хип-хопом еще в интернате, поступил на физкультурный факультет Тульского педуниверситета, а по окончании вернулся сюда учителем танцев. АМА отдал ему этот спортзал, когда новый построили. Он его оборудовал, тренажеры поставил. (Есть и отдельный тренажерный зал). Проводятся «батлы» (сражения), первое место определяется по громкости криков одобрения (у руководителя – прибор для измерения децибелов, представляю, какой царит восторг). Результат: киреевцы заняли первое место на фестивале.
Есть бассейн для малышей, старшие ходят в городской. И занимаются в спортсекциях.
У меня смешное немного сравнение возникло. Видя этих детей, я стал мысленно сравнивать их с московскими школьниками – у Тани в школе, в 67-й, где Миша учился, или в 1314, в общем, в школах «интеллектуальных». По живости лиц, явно выраженному чувству юмора особых различий не вижу, но вот по телесному совершенству – киреевские явно далеко впереди.
Много ездят, очень много, и по стране, и за границу – расширение кругозора. Есть свой автобус.
Из разговора с АМЛ:
– Романы бывают? – Конечно! – Ну, а беременности? – Нет. У нас все разумно. Мы учим красивым отношениям.
– Побеги? – В этом году ни одного. В прошлом один ушел – погулять захотелось. Потом сам же: ну, дурак был…
(Водитель интерната на вопрос о побегах ответил удивлением: а чего им бежать от такой жизни?).
– Интернет? – Доступен. Есть компьютерный класс, в библиотеке стоят компьютеры. Используются для занятий. – А пообщаться? Одноклассники? – Могут, попросят и их пускают. А у многих есть ноутбуки.
– Откуда дети? – Из СРЦ, из других детдомов.
– Бывают из малоимущих семей? – Сейчас нет. В прошлом бывали, в начальные классы поступали.
Про общение с родителями.
– Сюда – пожалуйста. Отпускаем только с разрешения опеки. Был случай с одним мальчиком. Отец, лишенный прав, умер. Мать – душевнобольная. Пару раз забирала его домой погостить. Но он попросил не отпускать, боялся ее. Говорит, смотрят фотоальбом, а мать и говорит: вот бабушка, она сейчас с рядом с нами…
Про общение с другими, неинтернатскими детьми. В лагерях, на секциях. На прогулку ходят в город, в магазин, в городскую библиотеку. Старшие самостоятельно, нужно только предупредить.
Волонтеров к ним много приезжает. Игры, праздники, подарки, мастер-классы. Дети очень радуются их приезду.
Забирают ли в приемные семьи. Да, но немного. В прошлом году двоих. АМА потом пояснил: Хотят, например, забрать в деревню, в Алексинский район. Ну и что? Будут у него там такие возможности, как у нас? Такое образование, спорт, музыкальная школа…?
Спросил АМЛ о ее отношении к приемным семьям. Многие, говорю, считают, что в приемной семье всегда лучше, чем в интернате. АМЛ не согласна: здесь лучше. Более того, она о своих детях сказала, что они были обделены в сравнении с интернатскими – не видели, не получали многого.
Среди преимуществ и режим. Дисциплинирует, настраивает на порядок.
– Но говорят, что жизнь по режиму не научает пользоваться свободой?
– А мы не навязываем? Они могут и возражать, и отказываться. Советуем, рекомендуем, предлагаем на выбор.
Они знают свои права. С первого класса Людмила Семеновна (соцпедагог) объясняет им эти права, все эти конвенции они знают.
И уже в самом конце разговора, когда она еще раз это повторила, я спросил: Так что же, по-Вашему, Вашим детям было бы лучше оказаться здесь, чем жить в семье?
– (чуть помедлив) Лучше.
– Вы серьезно?
– Да.
Выпускники
Одно из первых, что я услышал от АМА, – это то, что в интернате существует система сопровождения выпускников. Потом уже из интернета узнал, что он книгу издал в Москве в 2011-м: «Эффективность внедрения постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений».
Спросил про то, отслеживают ли они судьбы. Да, есть сведения за 10 лет.
Сведения – отличные.
«По России в вузы идет 5%, у нас сначала было 30%, потом 50, в прошлом году 84, в этом все 100%. И практически все доучиваются, без отсева. Был случай: Виталик не смог учиться, пришел, говорит мне: некомфортно. Пошел в армию, вернулся и учится на повара».
Речь об одиннадцатиклассниках. Те, кто выходит после 9-го класса, идут в колледжи профессиональные. Некоторые уже по окончании колледжа поступают в вузы.
Но образование получают все.
Социальная гостиница существует с 2001 года. Ее основное назначение – для выпускников, у которых трудности с жильем, или тех, кто приехал за советом или помощью, или просто навестить.
Семьи заводят все. АМА часто посаженный отец, крестный.
Спросил у АМЛ о «вторичном сиротстве». – Не бывало. «Они у нас приучаются ценить семью. Подготовка к семейной жизни – с пятого класса. Медики с ними занимаются, воспитатели. Чтобы ваши дети не повторили вашу судьбу!».
О «главном труде» – ученье.
На сайте сказано:
Коллектив педагогов Киреевской школы-интерната для методической работы выбрал тему «Гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса как средство для формирования полноценной, защищенной, здоровой и развитой личности».
Я посмотрел учебный план, отмечаю нестандартные моменты.
Со 2-го класса изучается английский язык (или сейчас везде так?). С 3-го по 8-й – информатика (на выпускном им вручали дипломы оператора ЭВМ). Со 2-го по 7-й – риторика («в связи с социально-гуманитарной направленностью образовательного процесса …, а также в целях социализации учащихся»). В начальной школе – ритмика («для оптимизации двигательного режима»). В 5-м – обществознание, в 5-7-м – краеведение.
В 2005 году школа выиграла Всероссийский конкурс на участие в федеральной программе "Учреждение в составе университетского комплекса". Что это значит? С детьми занимаются педагоги Тульского педуниверситета – на подготовительных курсах и дистанционно, через интернет. Ближе к выпуску дети этим охотно пользуются.
Подчеркнуто персональный подход к обучению и воспитанию. Психолого-педагогический консилиум обследует каждого вновь поступившего воспитанника и повторно, раз примерно в два года. Выносит рекомендации относительно особого к нему подхода. Реализовать их тем легче, что классы здесь небольшие, от 8 до 15 человек.
На сайте (он, кстати, очень информативен и хорошо организован) можно познакомиться с учебными программами по всем предметам – на что меня не хватило. Но одну вещь, произведшую на меня большое впечатление, помяну. Это урок, проведенный учителем истории Натальей Николаевной Филипповой «Казнить нельзя помиловать. Пора бы, наконец, поставить запятую» – об отмене или возвращении смертной казни. Настоящий проблемный урок, очень рекомендую, на сайте он довольно подробно описан.
Есть еще одна особенность – в Киреевском интернате применяется курс «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко. Я нашел сайт Селевко в интернете, но на изучение не раскачался. Из расспросов в интернате понял, что это - занятия, на которых детей учат со вниманием относиться к своим особенностям, к своему здоровью, физическому и душевному, думать о своем развитии. Здесь систему приспособили к своим потребностям: занятия по каждой теме ведутся в группах поочередно с медиком, психологом и воспитателем. Говорят, приносит большую пользу, что выпускники потом рассказывают, как им эти занятия помогают в последующей жизни. Ну, задумываться о себе и своем жизненном пути всяко полезно, но самое ли это лучшее, что можно предложить для развития детей, не знаю.
17 кружков и секций – выбирай на вкус. Для профориентации – экскурсии на Киреевский завод легких металлоконструкций, молокозавод «Заря», в тепличный комплекс по выращиванию роз «Чеховский сад».
Ну и наконец, о тех, кто это вместе с детьми делает – об учителях и воспитателях.
Сначала – директор. К тому, что я уже писал об Алексее Михайловиче, можно добавить, что он доцент ТПГУ. Про его курсы и публикации см. здесь. Автореферат его диссертации здесь, . Прочитать не успел, но обратил внимание на любопытный список использованной литературы.
Жена АМА, Галина Павловна, занимает необычную должность зам. директора по инновациям. Многое нестандартное, вероятно, от нее.
На сайте есть полный список персонала.
Там же можно прочесть формальные сведения о квалификации и регалиях:
Из 36 учителей и воспитателей: 19 чел. имеют высшую квалификационную категорию, 6 – первую, 5 – вторую.
Стаж работы: более 30 лет - 8 чел., от 20 до 30 – 11, от 10 до 20 – 10, от 0 до 10 – 7 чел.
«Заслуженный учитель РФ» - 1, «Отличник народного образования» - 1, «Почетный работник общего образования РФ» - 5.
Награждены Грамотами Министерства образования - 8 чел., Департамента образования – 12, благодарностью Губернатора области - 5 чел.
А неформально – то, что я услышал в разговорах. Что АМА тщательно подбирает каждого педагога – и не только по квалификации, но и чтобы человек был хороший. Что у него есть такая возможность еще и потому, что здесь хорошая зарплата, поездки заграницу (настоял, чтобы ездили с детьми не чиновники, а именно и только педагоги). Что в итоге здесь прекрасный коллектив, где все друг другу помогают.
Веселились на выпускном, плясали и играли с детьми они, точно, хорошо.