Связано с впечатлениями от коррекционных интернатов, особенно для умственно отсталых. Там вопрос: какую им предложить жизнь? Но мы ведь и все в чем-то инвалиды, что с возрастом вполне уясняется - старость есть род инвалидности.
К физической инвалидности как-то вопросов меньше - или они лучше проработаны. А вот умственная инвалидность, поглупение - как с нею быть. То есть когда слабый умом не сознает этого, вроде бы тоже нет проблем. У меня не было ни особой жалости, ни тоски, когда я наблюдал в интернате здоровенного балбеса, со счастливой улыбкой заворачивавшего шурупы в табуретку. - Анатолий, ты что делаешь? - Сулупы клучу. - А зачем? - Клучу (улыбка еще шире). Радуется человек, и - хорошо.
Но вот если за собой замечаешь признаки поглупения - туже, медленнее соображаешь, лень, не тянет бесцельно поиграть умом ("Страсть не люблю зря думать" - Жуковский, который по авиации)... И притом хочется сохранить всю жизнь радовавшие занятия и задачки важные не решенными остались.
Ну, понятно, есть накопления. Методология, инструментарий. Но вот еще что: видеть меру собственной глупости. И сообразоваться с нею. Не пошлость ли?
Устал. Займусь делом.