gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 244: о повышении квалификации персонала смоленских интернатов

Не нужно много думать, чтобы прийти к тому, что важнейшее для детского дома – кто в нем работает. Отбор и подготовка персонала. По нынешнему состоянию отбирает сама жизнь – кто выдерживает. Подготовка – в основном в педагогических вузах. В Смоленске – это Смоленский госуниверситет, туда я еще наведаюсь. Но есть еще повышение квалификации, им занимается Институт развития образования (ИРО), и там я уже побывал.
Ольга Станиславовна Кольцова, директор, сослалась на Закон об образовании: все работники системы должны раз в три года пройти повышение квалификации. (В Законе, правда, не совсем так; в обязанностях сказано только в общих выражениях про обязанность повышать профессиональный уровень; «три года» фигурируют в правах – с. 47, п. 5.2: право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года). И коротко сформулировала принцип: персонифицированный подход к повышению квалификации, т.е. запрос на то, чему учить, формулирует сам обучаемый. Для более обстоятельного разговора меня отослали к Галине Петровне Лукиной, зав. кафедрой специального образования и социальной педагогики.
Речь шла о работе в последние два года, время работы ГП в ИРО.
– Наша работа – это всегда выезд в интернаты, чтобы не отрывать от работы. Прежде чем составлять учебный план, мы встречаемся с администрацией, всегда даем небольшую анкету: что бы они хотели узнать нового, на что обратить внимание. На основе этих данных и составляется учебный план. Естественно, у нас есть базовая часть – законодательство, теоретическая часть – и часть вариативная, с учетом пожеланий коллектива. Поэтому у нас один учебный план на другой никогда не похож. Бывает, что просят какого-то конкретного преподавателя, не обязательно нашего. Из Физакадемии, СмолГУ, даже из Москвы приглашаем.
В занятиях участвует весь коллектив. Обычно две группы, учителя и воспитатели, со своей спецификой.
Помимо повышения квалификации, есть еще переподготовка, двухгодичные курсы для новичков.
– Получается, что все у вас замечательно. А трудности, проблемы у вас есть?
– Самая большая проблема – это чтобы ребенок был в семье…
– Ну, это общая проблема, а в вашей непосредственно работе?
– Если бы еще у нас хватало времени на научные исследования… Очень маленький состав кафедры.
Задал вопрос, несколько за рамками деятельности ИРО – о специальной подготовке персонала для интернатных учреждений. Ответ был для меня неожиданным:
– Этого не нужно. Иначе мы автоматически делим всех детей на две категории, интернатных и семейных.
– Но ведь их сама жизнь делит. Мы должны эту разницу по возможности уменьшать, но учитывать..
– Думаю, что эту специфику нужно учитывать на базе самих учреждений, а в общей подготовке этого делать не следует, чтобы не делить детей.
Я говорю о возможности подготовки команд.
– А мы это и делаем, на базе самих учреждений.
Это интересно. Фиксирую как оппозицию для дальнейшего обдумывания.

Ну и итог. Выглядит все привлекательно – на первый взгляд. Учат, тому, что сами работники считают нужным. Но действительно ли они знают, что им нужно – для того, чтобы добиться большего, чем мы имеем сейчас?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments