Ольга Станиславовна Кольцова, директор, сослалась на Закон об образовании: все работники системы должны раз в три года пройти повышение квалификации. (В Законе, правда, не совсем так; в обязанностях сказано только в общих выражениях про обязанность повышать профессиональный уровень; «три года» фигурируют в правах – с. 47, п. 5.2: право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года). И коротко сформулировала принцип: персонифицированный подход к повышению квалификации, т.е. запрос на то, чему учить, формулирует сам обучаемый. Для более обстоятельного разговора меня отослали к Галине Петровне Лукиной, зав. кафедрой специального образования и социальной педагогики.
Речь шла о работе в последние два года, время работы ГП в ИРО.
– Наша работа – это всегда выезд в интернаты, чтобы не отрывать от работы. Прежде чем составлять учебный план, мы встречаемся с администрацией, всегда даем небольшую анкету: что бы они хотели узнать нового, на что обратить внимание. На основе этих данных и составляется учебный план. Естественно, у нас есть базовая часть – законодательство, теоретическая часть – и часть вариативная, с учетом пожеланий коллектива. Поэтому у нас один учебный план на другой никогда не похож. Бывает, что просят какого-то конкретного преподавателя, не обязательно нашего. Из Физакадемии, СмолГУ, даже из Москвы приглашаем.
В занятиях участвует весь коллектив. Обычно две группы, учителя и воспитатели, со своей спецификой.
Помимо повышения квалификации, есть еще переподготовка, двухгодичные курсы для новичков.
– Получается, что все у вас замечательно. А трудности, проблемы у вас есть?
– Самая большая проблема – это чтобы ребенок был в семье…
– Ну, это общая проблема, а в вашей непосредственно работе?
– Если бы еще у нас хватало времени на научные исследования… Очень маленький состав кафедры.
Задал вопрос, несколько за рамками деятельности ИРО – о специальной подготовке персонала для интернатных учреждений. Ответ был для меня неожиданным:
– Этого не нужно. Иначе мы автоматически делим всех детей на две категории, интернатных и семейных.
– Но ведь их сама жизнь делит. Мы должны эту разницу по возможности уменьшать, но учитывать..
– Думаю, что эту специфику нужно учитывать на базе самих учреждений, а в общей подготовке этого делать не следует, чтобы не делить детей.
Я говорю о возможности подготовки команд.
– А мы это и делаем, на базе самих учреждений.
Это интересно. Фиксирую как оппозицию для дальнейшего обдумывания.
Ну и итог. Выглядит все привлекательно – на первый взгляд. Учат, тому, что сами работники считают нужным. Но действительно ли они знают, что им нужно – для того, чтобы добиться большего, чем мы имеем сейчас?