gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

ИГРА 1: слова

Сначала общеизвестное:
"… одного понятия игры для описания игровой деятельности, как мы пытаемся это делать, недостаточно. В мировой традиции для этого использу­ется три термина: performance - игра-представление, play - игра по правилам и game - конфликтная борьба с нарушением правил. Я утверждаю, что, имеем ли мы дело с ОДИ или с деловыми играми, правильно построенными, они всегда представляют собой определенную смесь всех этих трех форм, которые перетекают друг в друга и друг друга взаимно дополняют" (Г.П.Щедровицкий. Организационно-деятельностные игры как форма и метод развития коллективной мыследеятельности).

Ну, с перформансом всё более-менее ясно. А вот что написано про play и game в Историко-этимологическом словаре современного английского языка Марка Михайловича Маковского:

PLAY «играть». Ср. древнеангл. plegian, plegan «упражняться, играть»; средне-нидерландск. pleyen «радоваться»…
Первоначально рассматриваемое слово обозначало совершение ритуала, который, с одной стороны, связан с произнесением заклинаий, «священных слов» (ср. тохарск. plac «слово»), а с другой, – с нанесением взаимных увечий участниками сакральной игры: литовск. plakti «колотить» (ср. старославянск.. плакти «мыть, полоскать»: ритуальное омовение), лат. plango «бить себя в грудь; громко сетовать». Ср., кроме того, лат. placare «успокоить», тохарск. plak- «быть в согласии»; лат. placere «нравиться» [букв, «успокоить Божество»: возможно, к тому же корню относится и др.-англ. lac жертвоприношение». Следует также учесть индо-европ. *plekis «требуха, внутренности» во время сакрального действа язычники гадали по расположению кишок принесенного в жертву животного. …Ср., с другой стороны, украинск. полох «религиозный страх, испуг». Понятие экстаза, выражаемого рассматриваемым корнем, отражено англ. диалектн. to play «отдыхать, не работать». … Фаллическое значение, которое неотделимо от сакрального, представлено в др.-инд. pelah «половые органы». Сакральное действо неразрывно связано с саморанением, которое, по представлению язычников, приносило здоровье и благополучие: ср. лат. flagello «стегать».
Игра в древности была основным символом борьбы против смерти (похоронные игры), против стихии (аграрные игры), против враждебных племен (военные игры), против себя самого (против страха, слабости, сомнений). Игра – это своеобразный универсум, в котором имеются свои шансы и свой риск, это определенный комплекс «фигур», участвующих в действе, в состязании, олицетворяющих социальный уклад общества и диалог человека с невидимым и с бессознательным, воссоздание божественного творения как борьбы с Хаосом.
Борьба между жизнью и смертью олицетворяет гибель зерна в земле и его возрождение; охота также является борьбой; борьбой являются танец и молитва: следует учитывать, что любое столкновение (волн, гор, великанов) символизировало Божественное творение, рождение нового. Съедание кусков жертвенного животного также было неотъемлемой частью игры и олицетворяло борьбу земного и божественного; барабанный бой и смех, сопровождавшие языческую оргию, также мыслились как борьба добра и зла. Вместе с тем любая сакральная игра – это действие, творчество, работа.
Старость в древности символизировала обилие, плодородие, культ предков, божественную силу, небо, божественные стихии, коллективное бессознательное, вековую мудрость духовности и жизненной силы. Вот почему многие сакральные игры представляли собой борьбу-молитву, обращенную к предкам…
Сакральная игра приближала человека непосредственно к Божеству: ср. русск. Бог (индо.-европ. *bhag-), нο др.-в.-нем. baga «борьба, сакральная игра»
Согласно древним представлениям, борьба или ритуальная имитация борьбы увеличивает и умножает жизненные силы человека и природы, вселенскую энергию, они символизируют победу Гармонии, вселенского порядка над Хаосом, создание Мироздания Божеством, являются залогом «притока сил». В равной мере воинственные жесты во время борьбы имели целью «притягивание» магической энергии и свершение «чуда». Ср. лат. cudere «бить», но русск. чудо; англ. wonder «чудо», индо.-европ. uan- «бить» + *dher- «бить, колоть, резать».

GAME «игра»: первоначально имелась в виду сакральная игра, языческое религиозное действо. Соотносится с индо-европ. *ag- «сакральное действо, быстрое движение» + суффикс -men. … ср. индо-европ. *gam-, *kam- «желание, охота, сладострастие» (языческие сакральные действа, как правило, носили фаллический характер). Наконец, можно принять во внимание тохарск. kam «звук»: во время сакральной игры язычники обращались к Божеству, олицетворяемому Звуком – первому явлению Божества: типологически ср.: лат. ludere «играть», но нем. Laut «звук», англ. loud «громкий»; др.-англ. plegian «играть», но тохарск. plac «слово»; лат. jocus «игра», но др.-в.-нем. jehan «говорить, издавать звуки».
Значение «дичь, добыча» (англ. game) соотносится с тохарск. kam «брать, хватать». С другой стороны, при ловле дичи ее «обманывали» давали приманку, искусственно производили звуки, издаваемые теми или иными животными или птицами: в связи с этим важно учесть тохарск. kem «ложный, фальшивый».

Но вернемся к цитате из ГП:
"они всегда представляют собой определенную смесь всех этих трех форм, которые перете­кают друг в друга и друг друга взаимно дополняют
". В эмпирии, в том числе в языковой эмпирии все всегда переплетается, перетекает и взаимно дополняет. Если же надо различить и типологизировать, то это - в идеальном.
Итак:
1. Перформанс - представление, разыгрывание (перед зрителями, но ими могут быть и исполнители друг для друга). Важно намеренное отличие от реальности, понарошку.
2. Гейм - состязание, тоже понарошку - в отличие от реальной схватки, которая не на жизнь, а насмерть. Спорт таким образом символически замещал войны, пока не стали покупать игроков и тренеров откуда ни попадя. Недавно, правда, было событие, воскресившее архаическую форму символического состязания, когда российские и украинские морпехи в Крыму, чтобы не стрелять, схватились на кулачки, стенка на стенку.
3. Плей, играние - этот смысл шире, чем детская игра по правилам. Тут главное: не работа, не по нужде. Тут и эротические смыслы к месту: "Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею" (Быт. 26:8). Не работали же...

Вопрос в том, как отслеживать эти три аспекта игры и управлять ими.
Tags: игра
Subscribe

  • К Семинару 2008 года: что сдвинулось

    Законный вопрос (его мне уже и задавали): вот ты публикуешь десятилетней давности обсуждения, в которых ты отстаивал такие-то позиции. Так что, ты…

  • нет плохих характеров

    Только сейчас дошло (вруб, сказал бы даймон): характер, темперамент не подлежат нравственной оценке. Это - материал, с которым можно и нужно…

  • Что значит a priori

    Онтология - темпоральная наука. Так было сказано, но это требует разъяснения. Онтология со времени осознания себя в уме Канта имеет дело с априорными…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments