gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

цыгане шумною толпой...

В отроческом возрасте, не помню, сколько точно мне было лет, я хотел прибиться к цыганам, чтобы с ними бродяжить. Стал изучать цыганский язык по книжке, которая так и называлась – из популярной серии, которую выпускала Академия наук – и которая где-то у меня и сейчас лежит. Выучил фразу "Я тебя люблю" - "Мэ тускэ камам", с которой как-то ради эксперимента обратился к миловидной цыганке из ехавшей в метро стайки. Ответом было их общее возбужденное лопотание, от которого я поскорее сбежал.
Вторая встреча с этим народом была немного позже во Владимире. Я уже был студентом физфака МГУ и одновременно подвизался в театральной студии на Ленгорах. И мы вдвоем с моими двумя приятелями-студийцами, один из которых сейчас практикующий психотерапевт, а другой, айтишник на покое и биржевой игрок, живущий в Америке, отправились летом по городам и весям вроде как бродячим театром. Спектакля мы так ни одного не дали, если не считать розыгрыша в общественном транспорте, кажется, Владимира, когда я, босой, наголо стриженый и с бородой, изображал из себя заморского гостя, говорил исключительно «по-арабски», а мои приятели переводили простодушным владимирцам, принимавшим всё за чистую монету.
Да, так я о цыганах. В одном из дворов мы встретили старого, сипатого цыгана, который спел нам по-цыгански песню и сам же ее перевел: «Взял я в жены русскую. Ну и что же я ее буду бить, всё равно ведь ничего не понимает…».
А вспомнил я о цыганах потому, что сейчас, готовясь к поездке на Смоленщину и изучая, что у них там есть для деток, прочитал про детский центр туризма - его историю и что его первым директором в 1950-е годы «был Мурачковский Евгений Михеевич с туристской национальностью – цыган, историк по образованию». Совершенно восхитила меня эта характеристика цыганской нации…
А потом стало грустно. Среди многих изученных мною смоленских материалов были и данные о ситуации с наркотиками, в том числе и о том, что ее усугубляет присутствие в области цыган. Да и Ройзмана почитайте про то, что они творят на Урале.
В советское время, слышал, их пытались сделать оседлыми, дома им строили, но они перезимуют в тепле, а летом опять… Одиночки только отбивались от табора - «в люди».
В Европе всякая страна, где они есть, старается поскорее от них избавиться. Воруют, попрошайничают, работать нигде не хотят. Прочитал где-то, что сейчас Украине хотят их сбагрить за какие-то коврижки – их только там не хватало!
И тянется вся эта их история с незапамятного выхода из Индии – по какой-то неведомой нам причине.
Tags: воспоминания, цыгане, этника
Subscribe

  • (no subject)

    Ну вот смотрите. Эти два изображения сопровождают мою затянувшуюся работу над переводом статьи Хайдеггера о…

  • Диалог языка с языком

    В чем основная трудность перевода поэтической речи — и речи таких философов, как Хайдеггер? Нужно услышать и передать на своем языке не только…

  • Есть ли у монады "Я"

    Из «Монадологии», небольшого текста — 90 нумерованных тезисов (Это №№ 10-12): «Я также принимаю за бесспорную истину, что всякое сотворенное сущее…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • (no subject)

    Ну вот смотрите. Эти два изображения сопровождают мою затянувшуюся работу над переводом статьи Хайдеггера о…

  • Диалог языка с языком

    В чем основная трудность перевода поэтической речи — и речи таких философов, как Хайдеггер? Нужно услышать и передать на своем языке не только…

  • Есть ли у монады "Я"

    Из «Монадологии», небольшого текста — 90 нумерованных тезисов (Это №№ 10-12): «Я также принимаю за бесспорную истину, что всякое сотворенное сущее…