gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

СИРОТЫ 233: "Наш дом"

Ездил сегодня в одно московское детское учреждение, в Филях. Раньше это была 8-я школа-интернат, теперь - Центр содействия семейному воспитанию "Наш дом". Часа полтора говорил с зам. директора Софьей Вадимовной Комаровой, набрал кучу материалов. Всё это требует изучения и обдумывания, тем более, что поеду еще раз - посмотреть-пообщаться побольше и с директором, Вадимом Анатольевичем Меньшовым поговорить о сотрудничестве, в этот раз он был занят.
А пока самое общее и несколько зацепивших вещей.
Школе-интернату - 45 лет. Центр официально возник в апреле 2013 года слиянием школы-интерната с детскими домами 11-м и "Молодая гвардия". Соответственно, располагается на трех территориях. 4 отдела, 4 направления работы: 1) Семейный отдел (содержание и воспитание сирот), 2) Отдел семейного устройстваЮ сопровождения и подготовки со школой приемных родителей, 3) Отдел постинтернатного патроната (помощь выпускникам) и 4) Отдел реабилитации и коррекции (как для воспитанников Центра, так и для семейных детей). 145 детей от 4 до 18 лет, из них сто с умственной отсталостью. Есть сайт.
Сама эта форма - "центры содействия семейному воспитанию" - сейчас московской властью рассматривается как генеральное направление (см., например, здесь), альтернативное детским домам, в духе убийственной  формулы известного Гезалова: "детские дома должны работать на самоликвидацию". Но, похоже, она оставляет место для поиска и я здесь встретился с очень привлекательным его результатом.
Большинство детей школьного возраста учится в коррекционной школе, семеро - в соседней обычной. И это - отдельная, из зацепивших меня, история,
На помещении детей в обычную школу настоял директор интерната - вопреки диагнозу "задержка умственного развития", в уверенности - оправдавшейся, - что они справятся. И в моем сегодняшнем разговоре выяснились две важные вещи: во-первых, то, что снятия диагнозов и обучения детей по общей программе добивались именно работники интерната - в борьбе с психолого-медико-педагогической комиссией (см. тут и тут); во-вторых, что у них и есть много больше возможностей наблюдать детей в динамике и выносить обоснованное решение о том, как их учить. Есть и возможности для индивидуального коррекционного образования.
Правда, С.В. сказала, что принято новое положение о ПМПК, куда записано требование учета динамики развития ребенка - надо посмотреть.
Еще одна зацепившая меня тема - открытость. Я узнал, что воспитанники самостоятельно и свободно (разумеется, при информированности воспитателей) ходят и ездят по городу (важное: директор берет на себя ответственность, так ведет себя далеко не каждый), что двери учреждения открыты для посещения (опять-таки при договоренности, охрана стоит, но где ее сейчас нет). Чуть ли не у каждого воспитанника есть друг-волонтер... С этим последним, правда, есть проблемы: невыясненность статуса, прав и ответственности волонтера - это отдельная тема.
Много общего оказалось в понимании проблем (главное: подготовка людей, воспитателей!) и в представлении о желаемом будущем.
Ладно, сейчас на этом остановлюсь. Обдумаю узнанное, узнаю больше, обсудим...
Subscribe

  • (no subject)

    Как нге процитировать? В окна Совета пахло навозной сыростью и теплом пахотной земли; этот старинный воздух деревни напоминал о покое и…

  • абстрактное и конкретное, конкретное переживание абстрактного

    Из письма логику и математику, моему постоянному собеседнику и корреспонденту: Для меня главная тема сейчас - абстракция. И ее противоположность -…

  • Рыцарь Копенкин

    Перечитываем в очередной раз "Чевенгур". И вот что я вам скажу: я, как читатель, наибольшую радость получаю от общения со Степаном Копенкиным.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments