gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Христианство и власть 2

Реакция на мою предыдущую об этом запись (http://gignomai.livejournal.com/62375.html#cutid1) была хилой. И поскольку отреагировавшие пока серьезных доводов в опровержение не привели - доводов, основанных на том же, на чем основывался я, на текстах Нового Завета, - постольку я склонен думать, что эта ПРАВДА была воспринята как неуместная. В самом деле, говорить о подчинении даже плохой власти да еще и о сострадании ей в тот момент, когда власть ведет себя во всех отношениях мерзко - ну, это ни в какие ворота!
А бывает ли неуместной правда? Это один вопрос, встающий в связи с этой ситуацией.
Но есть и еще несколько, которые хотелось бы обсудить. Ведь что за контраргументы можно расслышать в комментах (и, подозреваю, в молчании промолчавших).
2. Призывы ап. Павла повиноваться властям и рабовладельцам устарели. Они были обусловлены обстоятельствами того, далекого времени и к нам отношения не имеют. Что на это можно сказать? С Ветхим Заветом так "разделаться" отчасти можно: во-первых, требования Закона (некоторые, по крайней мере) явно объявлены необязательными к исполнению - Спасителем или апостолами, во-вторых, существует почтенный способ типологического (прообразовательного) толкования, и традиция аллегорической интерпретации. Но допустимо ли это в отношении Нового Завета? Я все-таки полагаю, что во всех ясно выраженных его указаниях есть ВЕЧНЫЙ смысл и, если он не принимается буквально, должен быть обоснованный метод интерпретации.
3. Как я и пытался показать в своих тезисах, христианский идеал власти двусторонен: он обращен и властвующему и к подвластным. Трудность, встающая перед желающим им руководствоваться, состоит в том, что решать приходится в уже далекой от идеала ситуации, когда одна из сторон грубо нарушает свой долг, злоупотребляет властью (кажется очевидным, что это власть, хотя я бы и к этому отнесся как обсуждаемому). Да, практическая проблема, трудность в этом есть, но я бы обратил внимание на то, что все евангельские заповеди обращены не к ситуации, а к лицу (вспомните хотя бы заповедь о любви к врагам). И здесь есть что обсудить, не правда ли?
Tags: /akula_dolly, /chervyachek, /kiprian_sh, /rechi_k_bogu, /sadovnica, /zolotoe_serdse, Евангелие, Павел, власть, христианство
Subscribe

  • Господи, помилуй

    pavel_g_m все цитирует сочувственно о. Вяч. Рубского, на этот раз об устаревшей идее греха, о ненужности молитв о прощении и о…

  • Понимание - прощение

    В двух обсуждениях вышли на темы - разные, но, по-моему, параллельные. В обсуждении Евангелия от Матфея задержались на прощении грехов, обид, долгов…

  • Возможно ли искупление за других?

    В обсуждении Евангелия натолкнулись - далеко не первые, конечно - на трудности в понимании идеи Искупления. Попытаюсь немного разобраться, но сперва…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • Господи, помилуй

    pavel_g_m все цитирует сочувственно о. Вяч. Рубского, на этот раз об устаревшей идее греха, о ненужности молитв о прощении и о…

  • Понимание - прощение

    В двух обсуждениях вышли на темы - разные, но, по-моему, параллельные. В обсуждении Евангелия от Матфея задержались на прощении грехов, обид, долгов…

  • Возможно ли искупление за других?

    В обсуждении Евангелия натолкнулись - далеко не первые, конечно - на трудности в понимании идеи Искупления. Попытаюсь немного разобраться, но сперва…