gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

христианство и власть

Обсуждение у farma_sohn (http://farma-sohn.livejournal.com/92108.html) того, чем отличается отношение к власти и свободе у грузин и русских побудило меня вспомнить, как христианство относится к власти. Вот то, как я это понимаю (разумеется, я говорю об идеале, а не об исторической эмпирии).
1. Христианин не стремится властвовать, любоначалие - грех.
2. Если ему приходится принимать на себя власть, он воспринимает ее как бремя, взваливаемое на себя ради людей и по Божьей воле (выразившейся прямо или через людей).
3. Властвующий обязан перед Богом служить подвластным и за это Богу же и ответит.
4. Подвластные подчиняются власти (как верховной, так и нижестоящим) НЕЗАВИСИМО ОТ ЕЕ КАЧЕСТВА. Плохую власть они терпят как Божью кару. Неповиновение допустимо и, одновременно, обязательно, если власть понуждает к тому, что направлено против Бога или запрещено Богом.
5. Подвластные уважают бремя власти и сострадают несущему это бремя властителю.
6. Из предыдущего вытекает, что христианство не ставит своей прямой целью изменение мира к лучшему. Мир меняется к лучшему, если изменяются сами люди и исполняют СВОЙ долг. Поэтому христианство всегда обращено к одному человеку, а не к человеческим сообществам и массам.

Этой христианской позиции противостоит та, которую я условно назову "гуманистической" и которая в настоящее время преобладает повсюду в "христианском мире". Ее главные принципы:
1. Человек имеет право и даже должен УЧАСТВОВАТЬ во власти.
2. Власть делегирована властвующим людьми и перед ними несет ответственность.
3. Люди имеют право смещать власть, которая их не устраивает. Крайним выражением этого права является революция, насильственное свержение власти, и ее разновидность - террор.
Я специально подчеркиваю законность террора в этой парадигме, ибо в условиях всевластия монстров спасение - только террор (ну разве не стоило убить Ивана Грозного?).
4. Гуманистическая идеология обращена к массам, ибо? только, овладев массами, идея становится материальной силой (Маркс знал, что говорил).

Да, разумеется, в конкретных ситуациях возникает много проблем в применении этих принципов, но фундаментальное различие, по-моему, очевидно. Напоминаю, что "повинуйтесь властям" сказано по отношению к языческой власти. И что в Новом Завете нигде нет призывов к отмене рабства, а лишь требования к господам быть милостивыми, а к рабам повиноваться не за страх, а за совесть.
Tags: /chervyachek, /farma_sohn, /rechi_k_bogu, Евангелие, Павел, власть, христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments