gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

про веру

Веришь или не веришь? Это можно спросить про что угодно. Веруешь? Это уже точно про Бога. Но что значит этот вопрос, о чем он и что означает тот или другой ответ?

Про себя. Мой ответ – разный и вроде бы потому, что по-разному звучит или понимается вопрос. Ответ – твердое «да», когда вопрос про то, за что (с Кем) я и против чего. Ответ может быть разным, если вопрос о состоянии прямо сейчас. Может быть, и «нет», «не могу».
И вроде бы не так уж и связаны вопрос и ответ ни с конфессиональной определенностью, ни с богословской ясностью мысли. «За Бога» и «да расточатся врази Его» может звучать от всей души при малой способности богословского отчета о предмете веры. Связана ли вера с церковностью, с участием в таинствах – не знаю по скудости опыта.

Кстати, тут вот про Чехова (человека предельно искреннего и самосознающего), про его веру-неверие. Из дневника: «Между "есть Бог" и "нет Бога" лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец. Русский же человек знает какую-либо одну из этих двух крайностей, середина же между ними не интересует его; и потому обыкновенно не знает ничего или очень мало». Там, правда, никак не понять, куда идет Чехов; а автор статьи (А.П.Чудаков, замечательную автобиографию которого «Ложится мгла на ветхие ступени» я недавно прочитал), кажется, считает само блуждание высшей мудростью. Не греет.

Но попробуем поработать с понятием.
Помогает Мартин Бубер, различивший в «Двух типах веры» веру-знание (во что) и веру-доверие (кому). Бубер первую приписывает христианству, вторую – иудаизму, но нам необязательно с ним соглашаться. Я думаю, что и та, и другая есть в христианстве (наверное, и в иудаизме, но мне это не так важно). И еще думаю, что они тесно и сложно связаны.

Вера-доверие. Ее предельное выражение, действительно, встречаем у евреев (Исх. 24:7): «Сделаем и будем послушны» (наасэ вэ нишма, букв. «сделаем и услышим», а в мидраше о даровании Торы еще круче: «Сделаем и поймём»). Тоже ведь и в случае Авраама, поверившего Богу («иди!») и пошедшего «туда, не знаю куда»). Верою пославшему или позвавшему (извне или изнутри) избирается неведомый путь и идти по нему надо без оглядки, гоня прочь сомнения. Это – акт самоопределения, занятие позиции в ситуации, требующей действия.
А иначе невозможно действовать: всегда останется возможность усомниться. И будешь колебаться ... в проруби.

Вера-знание. Об этом лучше всего у Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Здесь все слова легко понять, кроме слова λεγχος, синодально переведенного как «уверенность», а в славянской Библии буквальнее: «вера … вещей обличение невидимых» (Евр. 11:1). Т.е. признаем за достоверное (обличаем) то, чего не видим (не знаем с очевидностью). Иначе: знаем больше, чем сознаем себя в полном праве знать. Этот тип веры явно связан с нашей собственной сложностью, с тем, что в нас что-то может знать такого, чего не знает другое. И с иерархичностью нашего внутреннего устройства: чему-то в себе мы доверяем больше, чем другому.

Я написал «доверяем», и в этом связь между двумя типами веры. Акт самоопределения ведь не произволен, к нему побуждает нас откровение пути, которому мы доверяем, а оно разве не род знания? Различие в порядке: сделаю и пойму, но на каком-то другом уровне, другим «слухом» или другим («боковым») «зрением» я знаю, кого (вовне или внутри) слушать.

Доверившись, буду верен и держусь пути. Пока Реальность не остановит и не скажет, что "тебя занесло"…
 
Tags: Чехов, вера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments