Top.Mail.Ru
? ?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
самовластие человека и любовь Бога
просыпаюсь лицо
gignomai
Вопрос к богословствующим:
Властен ли человек лишить себя любви Бога?
Вопрос возник из усилий понять вот это место из "Второзакония":
"Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. ... Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30: 15,19).
Если проклятие тождественно по смыслу нелюбви (а, по-моему, так и есть), то ответ на поставленный вопрос будет: да.
Вопрос можно переформулировать и так: преодолевает любовь Бога самовластие человека?



  • 1
Вот жаль, что Вы только богословов спрашиваете.

Богословствующий и богослов - не одно и то же. Я никак не хотел ограничить, так что рад буду Вашему суждению.

Этот вопрос может возникнуть, если сказать: "Бог есть только любовь" :)

Но все-таки... ответ-то каков?

Так Бог не только любовь. Он и Справедливый Судия.
Именно в этом смысле нужно понимать толкование, что грешнику в аду мучения приносит именно любовь Божия, которую он , в силу своего самовластного самоопределения, воспринимает не так, как -- святые (не как блаженство, а как муку). То есть любовь Божия не нарушает самовластия человека.

Связано с вопросом об апокатастасисе. Любит ли Бог диавола? Если любит, то все поголовно в итоге будут спасены - тогда да, Он любит всех. Если нет, то, естественно, те, которые до конца и бесповоротно предались сатане, из области действия Его любви уходят.

Да-да, конечно же, связано. И значит, преобладающая в Церкви точка зрения, отрицающая апокатастасис, не совместима с непреодолимостью божественной любви.

Эмпирически выглядит так, что человек властен ее отвергнуть, сказать радикальное "нет". Т.е. жить так, как будто ее нет.
Как это эсхатологически - мы не знаем.


Edited at 2014-01-20 09:50 am (UTC)

Тут вопрос радикальнее. Человек безусловно может отвергнуть, не принимать. Но влечет ли это за собой прекращение божественной любви?

Как человек может лишить себя всеобщей любви?

Ваша уверенность в невозможности этого мне понятна и близка. Но она противоречит господствующему представлению в Церкви: о невозможности спасения всех, кто отверг Бога.

рекомендую
http://www.golden-ship.ru/_ld/8/829__-.htm
по данной теме глава VIII

Спасибо, посмотрю.

Попробую суммировать наши тезисы)
Если, как следует из нашего последнего разговора, мы выделяем два вида любви, относящиеся, условно говоря, к неоплатонической и иудаистической традиции, т.е. созидательную любовь, стремящуюся к обладанию предметом влечения, и трагическую любовь, стремящуюся к самопожертованию, то получается, что ко второму типу можно отнести и демоническое саморазрушение, как выбор деструктивной деятельности, лишающей спасения, при осознании того, что результат этой деятельности, в конечном счете, работает на благо в соответствии с высшим промыслом. В этом случае любовь Бога к Сатане проявляется в принятии его саморазрушения ради полноты бытия, как трагической любви. Можно ли это отнести ко всем грешникам? Наверное, да. Если самоотрицание во имя блага других является актом любви, то это относится к любому самоотверженному следованию любой идее, субъективно принимаемой за благо. Тогда получается, что под выбором между "благословением и проклятием" приведенный отрывок из Писания предлагает нам не выбор между любовью и нелюбовью, а выбор между любовью первого и второго типа, т.е. конструктивной и деструктивной, присваивающей и расточающей.

Не совсем так. Любовь, о которой говорил я, стремится не к самопожертвованию как таковому, тем более не к саморазрушению, а к благу любимого при готовности достигать его вплоть до самопожертвования.
Такова жертва Христа, а вовсе не саморазрушение.
Спасибо, что исказили мою мысль именно так, потому что именно этот, Ваш вариант высказывал один из моих оппонентов, толкуя в этом смысле выбор проклятия, а я не мог четко с ним размежеваться. Теперь, кажется, могу.
А выбор Второзакония он между любовью, которая в моем понимании не может быть эгоистически-присваивающей и своем высшем выражении жертвующая, и саморазрушением, в том числе и через эгоистическое извращение любви.

Edited at 2014-01-24 07:13 pm (UTC)

  • 1