По-моему, всё говорит за то, что Ярцевская школа-интернат - из лучших учреждений такого рода; работают хорошо и результат виден.
Это очень заметно в сравнении с тем впечатлением (вполне ли верным, не знаю), которое оставляет фильм "Мама, я убью тебя" Елены Погребижской о Егорьевском интернате.
Поскольку в трудовом, точнее, может быть, деятельностном воспитании я всё больше вижу магистральное направление развития детских домов, то и итоги-выводы будут про это.
Во-первых, я ставлю вопрос: а на каком основании многие из нас уверены, что один труд, одно занятие лучше, выше другого? Почему, например, профессия эстрадной певицы выше профессии швеи? Или работа менеджера выше, чем работа штукатура или каменщика? По-моему, этот снобизм "белых воротничков" безоснователен и аморален. Объяснить (не оправдать) его можно только гиперреакцией на лицемерный культ пролетария при Советах.
И другое соображение. Да, плохо, когда у человека нет возможности развиваться. Думаю, что ни одна профессия, взятая в полноте своих возможностей, не ставит пределов развитию. Начав швеей-исполнительницей можно не только совершенствовать мастерство исполнения, но и расти в портниху, в дизайнера одежды и т.д. Нет пределов совершенствования и в сельскохозяйственном труде (вспомните Макаренко и Малявко с их настойчивым применением самых передовых агротехнических приемов), и в строительстве. И я, и мои собеседники уже писали о привлечении детей к современным высоким технологиям, к искусству и т.д.
Это очевидно для "нормальных" детей. Но возможность поиска не закрыта и для тех, кто нуждается в коррекции.
Тут, кстати, очень ценен опыт приемных родителей, которые пытаются же "вытянуть" отставшего ребенка. Их методы можно, изучив и осмыслив, предлагать детским домам.
И наоборот, как это ни покажется странным. Не так давно у кого-то из мам прочитал, что семейному ребенку психолог прописал коллективные занятия в подростковой среде. И где их искать? - думает мама. А вот где: в детском доме, который должен быть открыт и для участия в общих занятиях семейных детей.