gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 205: итоги встречи с Кардымовым (2)

Эта часть, правда, уже не столько итоги, завершение, сколько зачин будущей работы, конца которой пока не видно. Куда двигаться детским домам – вот вопрос.
Нижеследующие тезисы – мысли навскидку, для обсуждения и критики.

1. Дети, живущие в детском доме, называются воспитанниками, т.е. назначение дома – педагогическое: воспитывать. Обсуждение педагогики, в том числе и задач определенной педагогической  организации нужно вроде бы начинать с предложения педагогического идеала, того образа человека, которого мы хотим воспитать.
(Я примерно представляю, с каким отвращением читают это те многие, причастные к делу заботы об этих детях, люди, которые убеждены, что лучше держаться от государства и его воспитательных потуг подальше: мы это уже проходили, сами, у себя в семье справимся. Но здесь я буду обсуждать вопрос в предположении, что необходимость воспитания, коллективного воспитания, в том числе в условиях детского дома – аксиома).
Вопрос о педагогическом идеале, т.е. об образе совершенного человека, самый наверное главный, о нем веками люди думали. Но для обсуждаемой педагогической ситуации обойдусь формулой приблизительной, чтобы было от чего отталкиваться: воспитанный человек должен мочь мыслить, чувствовать, действовать и общаться. Эти способности можно разворачивать, конкретизировать.

2. Ключевой в перечне воспитываемых способностей является, на мой взгляд, способность действовать. И, я думаю, ясно, что она, как и другие способности, лучше всего развивается в условиях деятельности, настоящей, а не специально учебной, которая играет лишь служебную роль. Отсюда – безусловная ценность трудового воспитания, давно осознанная педагогами.

3. Настоящая деятельность, настоящий труд – это труд, который кому-то нужен. Быть нужным – не только себе (вопреки распространенному сейчас эгоизму) – важная вещь для человека, условие нравственного здоровья.

4. Когда речь идет о детях, это труд, осуществляемый совместно с взрослыми, в детско-взрослом трудовом коллективе – производственном, научном, художественном…

5. До сих пор, в тех вариантах трудового воспитания, которые были успешно реализованы, у нас и за рубежом, в том числе и с детьми, оставшимися на попечении государства, речь шла всегда о труде «простом», сельскохозяйственном или ремесленном. С одной стороны, это была давняя, руссоистская, традиция близости к природе. С другой, это как бы отвечало реальному подбору детского контингента, ослабленного неудачно начавшейся жизнью. Но почему? Почему не рассмотреть и возможность привлечения детей к высокотехнологичному современному производству (да хоть и сельскохозяйственному), к решению научных задач, к искусству?

6. Это возвращает нас к еще одной проблеме, связанной с детьми в сиротских учреждениях. Проблема эта не столько проблема самих детских домов (хотя и в них она проявляется в заниженности притязаний - и самих воспитанников, и их воспитателей), сколько проблема общественной стигматизации детдомовцев, представления о них, как неполноценных. Перед тем, как писать это, просматривал обсуждения предыдущих постов и наткнулся на замечательный термин, предложенныйlugermaxotto: дети с недиагностированной одарённостью. В том обсуждении (см. комменты к http://gignomai.livejournal.com/533084.html) вообще многое наметилось, и сейчас самое время к нему вернуться – на новом этапе.
Subscribe

  • (no subject)

    Правда, хорошая статья о том, "за что воевали". Про смысл победы и про то, почему ее стоит праздновать, несмотря на все, что этот праздник…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечным.

  • (no subject)

    Иду по переулку в Гнездо. Навстречу мусульманочка молодая - голова и шея так, знаете, платком укутана. Зырк на меня глазками и кивнула головой. Я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments